5. КАК СДЕЛАТЬ КУРС "ЖИВЫМ"

"Оживляж" в кино - это вставка кадров, вызывающих зрительский интерес независимо от содержания картины. Скажем, во времена соцреализма достаточно было в заурядную производственную драму вставить чуть-чуть секса, и народ уже валом валил в кинотеатр. Разумеется, это не означает, что в АУК нужно вставлять этакие сцены. Но ничто не мешает Вам делать курс не в строгой академической манере, а в виде живой беседы: с иронией, подтруниванием, безобидными розыгрышами, рассказами "к случаю" (так, как это любил делать Швейк) и т. д. Помимо всего прочего, это позволит сделать сценарий более динамичным.

5.2.1.Стимулируйте интерес

Пример. После выдачи теоретического материала АУК спрашивает обучаемого:

Как Вы думаете, с какой скоростью должна бежать кошка, чтобы не слышать звука привязанной к ее хвосту банки?

1/Со скоростью звука

2/Со скоростью света

3/Со скоростью звука+скоростью света

---------

На любой ответ АУК сообщает: "Ответ неверен. Правильный ответ Вы узнаете, прорешав такие-то задачи".

(Кстати говоря, правильный ответ - с нулевой скоростью.)

5.2.2.Разыгрывайте

Пример.

Вопрос: Какой из трех операторов БЕЙСИКА записан неверно?

1 LET A=A

2 A=B*C

3 LET C=D/M

---------------

Все операторы на самом деле верные, но обучаемый должен поднапрячься и вспомнить правила записи оператора. Он будет вынужден перебрать все три ответа, и каждый раз АУК будет сообщать ему, что на самом деле этот оператор правилен и почему (например, если обучаемый ввел 2, ему сообщается, что на самом деле слово LET может отсутствовать).

Этот фрагмент курса должен быть построен так, чтобы обучаемый "выбрался" из него, только перебрав все варианты. Тогда появляется текст: "Это была небольшая шутка, все операторы записаны правильно."

Кстати говоря, про отсутствие LET можно было до этого и не говорить; именно сейчас обучаемый это поймет и запомнит лучше всего. Кстати говоря, это неплохой способ повторения материала. Кстати говоря, неплохо срабатывает и обратный ход: выводится несколько НЕВЕРНЫХ ответов и предлагается найти среди них верный.

5.2.3.Вставляйте вопросы "к случаю" и "лишние" ответы

Когда уж никак невозможно вставить вопрос "по теме", можно задать вопрос "из другой оперы"

Пример. Объясняется термин STEP в БЕЙСИКе:

STEP - по русски "шаг". Помните, был такой танец "два шага" или "тустеп", или, как говорил Яшка-артиллерист, "в ту степь"?

И на любой ответ АУК сообщает: "Впрочем, это неважно. Главное, что программа может идти "в ту степь" как целыми, так и дробны ми шагами".

-------------

Этот вопрос хорош тем, что:

- во-первых, он прерывает довольно длинное объяснение;

- во-вторых, обучаемый получает психологическую разгрузку;

- в-третьих, налицо удачный опорный сигнал: синтаксис оператора FOR...TO...STEP намертво врезается в память обучаемого.

"Лишние ответы"

Пример

Вопрос: Какие из следующих предметов не являются периферийным устройством компьютера?

дисплей

дисковод

теннисная ракетка

принтер

---------------

Разумеется, никакой учебной или контролирующей нагрузки этот вопрос не несет.

Но, будучи поставленным сразу после объяснения темы "внешние устройства", он заставляет немного повторить пройденный материал, слегка веселит обучаемого, а главное - прерывает линейную подачу материала.

5.2.4.Играйте в интеллектуальные игры и давайте тесты

Пример

Перед вами кроссворд.

По горизонтали:

1. Прибор, измеряющий напряжение тока.

По вертикали:

2. Единица измерения силы тока.

Введите эти слова в любом порядке.

-------

Правильный ответ - вольтметр, ампер.

Неплохо будет, если в процессе ввода эти слова появятся в клетках кроссворда.

Пример

Анаграмма - это слово, составленное из букв какого-нибудь другого слова, но с другим порядком букв. Например, из слова БАНЯ можно получить анаграммы НЯАБ, ЯБАН и т.д. Ниже записана анаграмма, в которой зашифровано одно из внешних устройств компьютера. Какое? Введите это слово.

ЙДПЕИСЛ

---------

Правильный ответ - ДИСПЛЕЙ.

Время от времени можно отвлечься от темы курса и устроить маленькую психологическую разгрузочку. Это особенно нужно, если курс сложен для обучаемого, требует выкладок и т.д.

Если обучаемый добьется определенного успеха, выдайте ему вознаграждение, например, в виде анекдота (конечно, анекдоты должны быть качественными и выбираться во время обучения случайным образом).

Еще лучше, если это будут не анекдоты, а смешные вопросы и загадки. Неплохо спародировать свой собственный курс и его тему. В курсе по теории вероятностей на полном серьезе можно задать такой, например, вопрос:

С шестого этажа бросили кости. Выпала пара очков. Чьи кости бросали?

----------------

В курсе по логике весьма полезно загадать такую загадку:

У меня в кармане две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?

----------------

Можно также провести небольшое тестирование обучаемого.

Например:

--------------------------------------------

СЛОЖНО ЛИ БУДЕТ ВАМ ОСВОИТЬ КОМПЬЮТЕР

а/Смотрите ли Вы телевизор? Если да, добавьте одно очко.

б/Умеете ли Вы печатать на пишущей машинке?

-да, и неплохо.. - три очка

-так себе, одним пальцем "давлю клопа" . - два очка

-нет, но не вижу в этом ничего сложного - одно очко

в/Умеете ли Вы пользоваться вычислительными устройствами?

-Счетами - два очка

-Калькулятором (согласитесь, он гораздо проще)- одно очко

г/Умеете ли Вы обращаться с магнитофоном?

-да, с двухкассетным. - три очка

-с однокассетным или катушечным- два очка

-нет, ну и что с того- одно очко

д/В здравом ли Вы уме и твердой памяти? - десять очков

Проверьте себя:

0-9 очков: ничего страшного, но придется попотеть.

10 очков: на первых порах Вы будете долго искать нужную клавишу, а потом все будет нормально.

11-17 очков: Вы освоитесь с компьютером быстро.

18 очков: Вы уже почти готовый пользователь персонального компьютера.

------------------------------------------

Кстати, вот так, "между делом", можно проводить и достаточно серьезные тесты (например, психологические), выяснять тип личности обучаемого и использовать это в дальнейшей подаче материала.

5.2.5.Велик могучим русский языка

Используйте профессиональный слэнг. Нет ничего дурного, если вы упомянете, что дискету называют еще и флопиком, винчестер - винтом, а клавиатуру - доской. Неофициальное название маркера защиты записи дискеты ("презерватив") настолько точно (особенно, если проводить аналогию компьютерных вирусов со СПИДом), что просто грех этим названием не воспользоваться. Используйте научный фольклор: если покопаться, там можно найти много подходящих шедевров. (Чего стоит одна только книга "Физики продолжают шутить"! А "Кибериада" Станислава Лема! А...да что там, вы и сами можете дополнить этот список!).

Используйте студенческий фольклор. Черпайте все, что нужно, из стенгазет, КВНов, подслушанных разговоров. Один безграмотный студент менее чем за семестр может обеспечить Вас перлами на три и более АУКов. Всем известный "напряжометр" не был выдуман штатными юмористами: им до такого не додуматься. Обычный Петя или Вася "отмочил" это на самом деле - и напряжометр вошел в историю. Возьмите себе

за правило записывать все, что может пригодиться в курсах: случаи, присказки, курьезные ответы и нелепые вопросы.

5.2.6.Подавайте реплики и используйте рисунки

Разумеется, Вы должны комментировать действия обучаемого. В зависимости от его ответа Вы можете или поддержать его, или утешить, или необидно поддеть (Карнеги утверждает, что это - один из мощнейших стимулов к работе). Конечно, реплики не должны быть оскорбительными.

Если обучаемый "без потерь" прошел половину сложного курса, можно поздравить его: "Редкая птица долетала до этого кадра. Вам удалось, и я от всей души Вас поздравляю!"

Если обучаемый в пятый раз не может ответить на один и тот же вопрос, можно сообщить ему, что он, как никогда, близок к цели.

Ну и так далее.

Графическая часть кадра вовсе не обязательно должна быть отдана теме курса. Вы можете иллюстрировать ее, в меру своего умения, карикатурами, шаржами и прочим. Очень большой эффект дает серия рисунков с одним и тем же персонажем, который то заглядывает в нарисованную схему, то выражает свое недоумение действиями обучаемого, то подбадривает его, то "перелистывает" кадры. Такой простой прием очень "очеловечивает" курс, превращает его в игру. Все мы в душе немного дети, и все мы любим книжки с картинками.

5.2.7.Используйте графическую и текстовую мультипликацию

Еще большие возможности дает мультипликация. Даже без специального средства "мультипликтора" можно заставить изображения двигаться: флаг будет колыхаться, из чашки с кофе будет идти дымок, рука у нарисованного человека будет двигаться, показывая нужные фрагменты, и т.д. В АДОНИСе это делается довольно несложно, но требует от Вас (или от оператора) определенных способностей в живописи. Эффект будет весьма неплохим.

Мультипликатор, поставляемый с последними версиями АДОНИСа, позволит Вам задавать сценарий движения объектов на экране. Вы сможете тогда превратить свой курс в динамичную компьютерную игру. Например, Вы задаете обучаемому серию упражнений, и с каждым выполненным пунктом все выше поднимается самолет и успевает (или не успевает) облететь высокую гору на своем пути.

Можно использовать возможности так называемого пакетного калькулятора и приводить в движение текст на экране. Сейчас я приведу только небольшой перечень того, что Вы можете устроить с обыкновенными строками текста.

Не обязательно менять текст на экране, меняя полностью кадр. Текст можно убирать с экрана минимум тремя способами:

- стирая слева направо сверху вниз (имитируя стирание с доски);

- "сдавливая" его сверху и снизу или с боков;

- постепенно, по точкам, закрашивая его цветом фона.

То же самое можно сказать и о появлении текста на экране:

- он может появляться построчно или блоками, в нужном Вам порядке;

- он может постепенно "проявляться" на экране.

Любой фрагмент текста может двигаться по экрану. Можно, например, пустить текст "бегущей строкой". Или вновь появившееся слово может продефилировать по экрану в нужном Вам направлении, "влезть" в предложение, растолкав соседние слова. Строки могут сдвигаться и раздвигаться как по горизонтали, так и по вертикали. Это позволяет делать, например, такие штуки:

первоначальная строка:

Будем переводить с одного языка на другой

А после нажатия клавиши ВВОД вместо слово "одного" нахально влезает целое меню:

немецкого

Будем переводить с английского языка на другой

испанского

Конечно, лучше один раз увидеть все это, чем много раз прочитать, и поэтому Вам полезно будет ознакомиться с прилагаемыми к этой книге примерами АУК. Запустите эти учебные курсы в системе АДОНИС (библиотека PRILOG1.AOS) ,

"... и Вы тогда поймете, какое это чудо. Потом Вам станет худо, Но это - уж потом!" А о том, как все эти штуки делать в АДОНИСе, будет рассказано в части 7.


© Алексей Бабий 1992