НАШИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД ЗАКАЗЧИКОМ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫШЕ...

Фирма "Ключ" ворвалась на рынок программных средств в прошлом году. До этого они сидели у себя в Красноярске-45, не было их видно, не было их слышно - и вдруг шумный успех на краевой выставке "Красинфо", а затем и на всероссийском конкурсе бухгалтерских программ. Поражает не только качество их программ, но и размах работы, профессионализм. В сегодняшнем выпуске ВЕЕРа - интервью с Александром Гельмановым, директором фирмы "Ключ"

-Саша, как вы вышли на бухгалтерские задачи? До этого-то вы, наверное, занимались чем-то другим - в закрытом-то городе? Вы ведь и до этого занимались промышленной разработкой программ?

Многие из нас заканчивали вузы в Красноярске, Томске, Новосибирске и все с самого начала стали заниматься бухгалтерским учетом.

-То есть - никаких спутников, бомб и прочего?

Да. Предприятие организовано три с половиной года назад, основали его восемь человек, лучшие специалисты вычислительных центров города. Все мы до этого работали на ЕС-ках, СМ-ках, работали с базами данных. А, когда появились первые персональные компьютеры - мы поняли: стоп всем нашим наработкам. Потенциал был уже достаточно большой в то время: у большинства лет по пятнадцать стажа работы с этими системами. И весь этот огромный багаж мы задействовали.

-Все, что было сделано раньше - оказалось пробной моделью, которая обычно выбрасывается...

Почему же: те программы и до сих пор работают. Но теперь появилась возможность сделать все заново, а не адаптировать старое.

-Понятно... И все время вы занимались только бухгалтерией? И, кстати, почему именно ей?

Почему - это же понятно. Рынок бухгалтерских программ - самый емкий. На этом можно жить. И к тому же - задачи оказались очень интересными. Это когда-то я думал: бухгалтерия - это скучно, это нарукавники, унылые цифры... А оказалось - это одна из самых сложных и интересных задач для программиста. Но мы как-то так, между прочим, сделали АРМ для санэпидстанции, небольшой, но полезный АРМ для ГРЭС, АРМ врача-инфекциониста. Медицинское направление поначалу не очень развивалось, потому что у медицины денег не было, а наша фирма и тогда жила, и сейчас живет только за счет своих разработок. В последнее время продаем программу по страховой медицине...

-Причем весьма изящную. Я занимался страховой медициной тоже, и то, как вы, например, решили проблему с учетом стоимости медикаментов, меня просто восхитило. Но вот такой вопрос: на какие, извини, шиши вы все это дело начинали? Потом-то, понятно, пошли продажи, а вот пока вы все это писали? Ведь не месяц, не два... Да еще компьютеры...

Да-да, вот Женя Адамович тоже как-то шутил: вы, дескать, начинали на партийные деньги. А с чего начинали? С нуля. Просто на периферии начинать проще. Получили первые договора, и работали на базе предприятия электирических и тепловых сетей, появилась заработная плата. Технику, правда, долго не могли купить. Особенно, когда начались скачки валюты. Только чуть-чуть накопим - инфляция все съедает. Тогда мы стали делать так, как это делают все: ввозить "железо" и с какой-то партии привозили один-два компьютера себе. А с разработки долгое время не получалось ничего. "Железо" возили, как тогда, так и сейчас, для своих заказчиков, для тех, кто нам верит. Так мы построили первоначальную базу и стали, наконец, независимыми. А зависимостей было несколько: зависимость от учредителя, зависимость от помещения, зависимость от компьютерной базы и так далее. Сейчас предприятие полностью автономно: свой офис, свои компьютеры, своя автотранспортная база, которой обеспечиваем своих заказчиков в разных городах...

-Что-что?

Наши специалисты должны прибыть по вызову заказчика в любое время суток. Есть проблемы, которые наши представители на местах снять не могут, тогда выезжает разработчик. А заказчики у нас - и в Ачинске, и в Канске, и в Абакане, и в Кемеровской области, и в Красноярске...

-И вы прямо туда ездите? В Кемерово? По горячей линии?

На государственный транспорт рассчитывать не приходится... Ну вот. Все заработали своими руками и мозгами, никакой помощи от государства, часто даже наперекор ему.

-Ну еще бы! Еще бы наше государство кому-нибудь помогло! А теперь, когда мы выяснили, как вы умудрились выжить, расскажи о технологии вашей работы. Что ты понимаешь под ПРОМЫШЛЕННОЙ разработкой программ? Как вы ее реализуете? Как, например, вы налаживаете коллективную работу? Делитесь по функциональным задачам, или работаете бригадой?

Многое мы строим интуитивно, потому что сведений со стороны не поступает. Раньше, например, у нас не было отдела маркетинга, и разработчики сами сопровождали свои программы.

-Что привело к тому, что разрабатывать им стало некогда...

Именно так. Но, прежде, чем говорить о разработке, нужно рассказать о структуре фирмы. Мы ведь занимаемся, кроме разработки программ, поставкой техники, расходных материалов, ремонтом компьютеров, установкой локальных сетей и так далее. Все это связано, потому что мы сдаем систему "под ключ" и должны обеспечить заказчика ВСЕМ необходимым.

-Это значит, что вы продаете даже не программы, а ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИНИИ переработки информации, да еще и с обслуживанием...

Сначала это было не так осознанно. Сначала-то мы продавали только программы, плюс была горячая консультационная линия. Но для надежной работы нужна качественная техника. В Красноярске есть фирмы, продающие качественную технику, но их регламент работы нас не устраивал. Наши обязательства перед заказчиком были гораздо выше... Проблемы, связанные со своевременной поставкой комплектующих и расходных материалов, должны решаться очень быстро. В том же Кузбассе стоит 20 машин, работающих в сети, а вопрос своевременной выдачи заработной платы очень критичен. На какой-нибудь шахте могут внезапно родить новую методику раскрутки бригадных нарядов, и в течение двух-трех дней ее нужно поставить и отладить - все должно быть отлажено. И если в этот момент сбоит компьютер или не хватает картриджа... Мы просто поняли, что все нужно наладить самим... И теперь у нас открыто шесть представительств, и мы их все обеспечиваем: там есть склады, есть электронщики, есть представители, которые непосредственно занимаются сопровождением. Вот это все - отдел маркетинга.

-Погоди, дай дух переведу... Должен честно признаться, что я такого еще не слышал. В основном программы, в том числе и бухгалтерские, продаются по принципу "наше дело не рожать, сделал дело, и - бежать!". А бедные тетеньки-бухгалтеры потом разбираются в настройках, опциях и параметрах...

Мы заинтересованы не только в том, чтобы продать свои программы. Мы заинтересованы в том, чтобы они у заказчика РАБОТАЛИ. Поэтому мы решаем эти "побочные" вопросы, везем качественную технику, организуем склады... Заказчики, кстати, поумнели - желтая и красная сборка их не устраивает, на сбоях больше потеряешь... Есть коммерческо-технический отдел, который занимается поставкой и ремонтом техники, установкой локальных сетей. А теперь об отделе разработки. Есть руководитель отдела, Игорь Тимофеев, есть два эксперта: один по бухучету в целом, один - по заработной плате. Есть бригады по каждому направлению.

-То есть схема традиционная...

Создана лаборатория перспективных технологий. Что дает Windows? Какие возможности могут возникнуть при внедрении технологии "клиент-сервер"? Есть масса вопросов, заниматься которыми разработчику некогда, и как бы не пропустить передовую технологию...

-А как вы организовали тестирование продукта?

Есть три уровня тестирования. На первом уровне систему тестирует разработчик, на втором - эксперт, на третьем - представитель. Правда, наши представители и так временами спят по четыре часа в сутки... Это самые загруженные люди. Да и мы все работаем на износ, с 8 утра до 10 часов вечера.

-Ну, это неправильно...

-Конечно, неправильно. Сейчас, когда встали на ноги, стараемся нормализовать работу. А вообще коллектив у нас дружный. 35 человек. Собираемся с семьями на праздники, ходим на природу. За всю историю ушло всего 2 человека: почувствовали, что не тянут. Их тут же расхватали. Вообще нас недолюбливают за то, что утаскиваем специалистов. Кстати, про наших экспертов эксперты Российской финансовой академии при правительстве России (они к нам приезжали недавно), сказали: носить на руках их затруднительно, но с них нужно пылинки сдувать... К нам уже обращаются с вопросами по бухгалтерской экспертизе. Может быть, даже начнем оказывать аудиторские услуги.

-Саша, расскажи о конкурсе бухгалтерских программ.

Мы участвовали в элитном классе "Системы, поставляемые на предприятия с индивидуальной привязкой", и стали там лауреатами. В нашем классе победило всего три системы, а вообще участвовало 98 систем. Очень приятно, что мы получили приз фирмы Microsoft "за лучшую разработку на продукте Microsoft".

-А кто или что мешает вам работать?

Налоги. Идиотские, бездарные, грабительские. Больше о них сказать нечего. Нас ставят в один ряд с продавцамии жевательной резинки... Во-вторых, московские фирмы демпингуют. Но ведь у программ разные классы: та же 1С - хорошая программа, но для малых предприятий. Мы же работаем на средние и крупные. Но попробуйте растолковать директору завода, почему мы продаем программу за несколько миллионов, а московские стоят несколько десятков тысяч. В третьих, компьютерная безграмотность. Причем не только неумение тыкать в кнопки (это проходит). Важнее непонимание сложности и длительности внедрения. Люди думают, что компьютер сразу будет все делать сам. Кроме того, начальник, как правило, объявляет, что полбухгалтерии будет уволено. Естественно, начинается саботаж.

-Ну и последний вопрос. О чем ты хотел бы сказать, а я не догадался спросить?

Знаешь, что меня больше сейчас беспокоит? Утечка мозгов. Школьники, студенты едут учиться за границу и там остаются. Надо что-то делать. Хочется помочь им, чтобы была компьютерная база, чтобы подключить их к процессу разработки...

-Ты их выучишь, тут-то они и двинут за рубеж. Может, лучше дать им возможность заработать своими мозгами?

Так я к этому и клоню. Найти им фронт работ, поделиться им. Нужно, чтобы они были при деле. Но одни мы это не потянем. Я думал, ассоциация справится...

-Но она почила в бозе.

Ну, а мы делаем, что можем. Приглашаем талантливых ребят из вузов, даем им работу. Может, кто-нибудь еще подключится?


Опубликовано: Евразия N 24-25 1994 г.
© Алексей Бабий 1994