Сначала - о теории. Должен честно
признаться, что в живописи я ничего не понимаю.
Передвижников от кубистов отличить смогу - но не
более того. Поэтому дать какое-нибудь
определение тому, что творит Саша Качаев, не
берусь. Сам Саша называет это конструктивизмом.
Хорошее слово. Конструктивное.
Теперь о смысле. Понять, что именно хотел
сказать Качаев своими картинами - невозможно. Но
и не нужно. Мы пытаемся расставить все по
полочкам и привесить бирочки. А спроси художника: что ты хотел сказать
этой картиной? Предостеречь от ядерной войны?
Отобразить лицо империализма? Ну, что? А художник
говорит: "Ну, это." - "Что - это?" - "Вот
это, что написано." А словами все равно не
выскажешь. Имеющий глаза да видит. И вот,
например, красный квадрат, а в него вделана
оконная ручка. Деловой посмотрит - скажет: сейф.
Пацан посмотрит - скажет: попа с ручкой. А
какой-нибудь экзистенциалист наморщит лоб и
скажет: окно в незнаемое. Или в Европу. Но главное
- все смотрят на квадрат с ручкой, и всем нравится.
И это хорошо.
Теперь о материале. В
дело идет все. Кокнули ребятишки чашку - и из
осколков получается прекрасная картина. Зажевал
дисковод дискету - вот вам картина "Егорий
Победоносец, поражающий компьютерного
вируса." Сломали старый компьютер - из него
получился индийский храм, дракон, ангел, бабочка,
что-то без названия, и что-то там еще, тоже
симпатичное.
То есть используются
подсобные материалы и экономится дефицитное
оборудование. Из этого сора растут прекрасные
картины. И это хорошо. Потому что обычно у нас
делается наоборот: берутся дефицитные материалы
и из них делается не скажу что.
Теперь об авторе. Не
упущу случая погреться в лучах его славы: мы
вместе учились когда-то на математическом
факультете КГУ, и знаю я его двадцать лет с
хвостиком.
Надо сказать,
что эти двадцать лет мы с ним потратили черт
знает на что: в то время, пока другие писали
диссертации, я писал рассказы, а Саня писал
картины. Иногда, для разнообразия, мы писали
программы для компьютеров. И, что главное, жизнь
наша серой не была и к добыванию пищи не
сводилась. Присмотритесь к Саниным картинам:
человеку за сорок, а он - ИГРАЕТ. Играет себе,
свободно и непринужденно. И это -хорошо.
Смотрите - и завидуйте.
Опубликовано: Евразия, N 45-46 1994 г., под
названием "Индийский храм из сломанного
компьютера"
©