Виват, Нортландия!


Каждое лето сотня детей и человек тридцать взрослых, прихватив штук семьдесят компьютеров, уезжают в лагерь "Горный" за Красноярском-26 и там две недели живут своей жизнью, наполненной интересной работой, напряженными состязаниями и любимыми приколами. Называется все это - страна Нортландия, в честь незабвенного Питера Нортона.
Второй год подряд я эмигрирую в эту страну и там, скинув годков тридцать, оттягиваюсь и прикалываюсь от души. Трудно передать состояние нортландской души, но я попробую. Для начала - небольшой словарик:

Глава первая. Терминология

Для начала - о детях.

Файл - Гражданин Нортландии в возрасте 12-14 лет.

Фолдер - Отряд

Сервер - Корпус здания, где проживают жители Нортландии.

Том -Этаж.. Том А - первый этаж, том Б - второй

Кластер - Комната для проживания.

Бит -Самая мелкая денежная единица Нортландии.

Байт - Денежная единица Нортландии. 1 байт = 8 бит.

Трафик - Начисленная на счет сумма денег

ДУМ - Орган детского самоуправления

Теперь - о взрослых

Госсовет -Верховный орган власти Нортландии.

Командор -Директор Летней школы.

Визард - Заведующий учебным процессом, координирует работу учреждений.

Вьювер - Вожатый. Осуществляет руководство вверенным ему фолдером.

Навигатор - Главный вожатый. Планирует работу вьюверов на вторую половину дня и вечернее время.

Браузер -Руководитель учреждения.

Пэйдж -- Учреждение.

Спорт-менеджер - Организатор и руководитель спортивных мероприятий, олимпиад

Супервизор - Заведующий хозяйственной частью, обеспечивает установку, ремонт оборудования.

Фритайм-менеджер -Организатор досуга файлов в вечернее время.

Итак: дети, то бишь файлы, живут в кластерах и объединяются в фолдеры. Фолдерами руководят вьюверы. Файлы работают в пейджах, руководимых браузерами, зарабатывают там биты и байты и тратят их на вполне реальные сокровища: на лицензионные игры, на компьютерные аксессуары и на газировку.

Кто-нибудь что-нибудь понял? Ну игра такая! Это надо пожить нортландской жизнью: вскакивать в полвосьмого от звуков нортландского гимна, читать лекции в шлепанцах на босу ногу, сидеть в лесу, изображая Карабаса-Барабаса и ошарашивая какого-нибудь рыжего нахального файленка шахматной задачей или неразрешимым вопросом о том, кто был последним генсеком КПСС, подшучивать над Командором, с нетерпением ждать полдника, заседать ежедневно до двух часов ночи на собрании браузеров и вьюверов, а потом еще гонять чаи у Жени Кузнецова, обсуждая, какой будет компьютерная школа в следующем году, а потом еще полночи лазить по Нортландской WWW, а потом вздремнуть пару часов - и снова, под звуки гимна - в столовую...

А там, смотришь, один жизнерадостный файл грозит от-еразить другого файла, а то и вовсе говорит ему: "А пошел ты... на почтовый сервер!".

Попробуйте-ка без бутылки понять сообщение "Нортландской правды" (Ну да, и газета была. Какое же государство без газеты!): "Вечером десятого августа пропал вьювер "Фрейма". Оголодавшие файлы шатались около комнаты, в которой лежали бананы. Тем временем вьювер перепутал адреса и зашёл в третий сервер".

Перевод простой: вожатый отряда "Фрейм" вместо четвертого корпуса зашел в третий, а ребятишки безутешно ждали второй ужин.

Кстати, названия были не всегда удачными. Слово "вьювер" не прижилось, хотя оно и ближе к нынешней "девяностопятовско-WWW-шной" терминологии. Раньше вожатые назывались файл-менеджерами, и это было ближе к истине. Зато прижились IP-адреса. Любо-дорого было посмотреть, как файлы лихо ориентируются в объявлениях типа "Лекция об истории ЛКШ состоится по адресу 333.222.000"! И ежу ясно, что это - веранда на втором этаже третьего корпуса!

Глава вторая. Вот что мы наделали!

Ну и, разумеется, работа. Мы что сюда, отдыхать приехали? За две недели надо было сделать пятнадцать проектов, причем работая по два с половиной часа в день (больше детям нельзя).

Три проекта были связаны с анимацией. На выходе - готовые мультфильмы. В Мультстудии Василия Андреева использовался Animator Pro, на студии Нортфильм, руководимой Татьяной Кузнецовой - MS MovieMaker, а в мастерской сказок Галины Золотухиной - все богатство "маковского" софта.

Несколько учреждений занимались научными и экономическими проектами.

НИИ "Космическая безопасность" (Данил Бабурин) изучал поведение метеоритов. Лаборатория азартных игр (Василий Кнауб) программировала игру в "двадцать одно". Лаборатория экспериментальной геометрии (Светлана Исаева) строила и преобразовывала геометрические фигуры. Департамент ценных бумаг (Виктория Горбунова) составил кучу таблиц и диаграмм, провел игру "Фондовая биржа".

Было несколько гуманитарных проектов. Музыкальная студия (Владислав Мержевич) создавала музыкальные произведения, Арт-студия (Михаил Рослов) - картины, НПО "Виртуальная реальность" (Павел Любасов, Татьяна Козулина) - шедевры дизайна. В компьютерно-игровом театре "Теаком" (Владимир Майоров, Ольга Глухова) дети (то бишь файлы) исследовали англоязычную компьютерную игру и делали по ней словарь. Независимая социологическая служба (Евгений Кузнецов) постоянно отслеживала отношение нортландцев к тем или иным сторонам нортландской жизни, а акулы пера (главный редактор - Ваш покорный слуга) выражали это самое отношение живым и нередко ядовитым языком в "почти ежедневной" газете.

И, наконец, два информационных проекта. НПО Нортландия - информ" (Виктор Карев) создало в Delphi ГИС, с картой Нортландии, информацией о ее жителях. Информационная система Нортландии (Виталий Когтев) создало Web-книгу о Нортландии.

Вообще о последнем проекте стоит поговорить поподробнее.

Глава третья. Дима, Дима! Наши сети притащили мертвеца...

Компьютеры Нортландии объединены в Единую Нортландскую Сеть, причем такой конфигурации, что Дима Корсуков, главный сетевик Нортландии (а в "миру" - специалист фирмы КМК), просто "тащился": тут и UNIX, и Windows NT, и Novell, и Макинтоши, да плюс к тому ещё WEB. Глаза Димы горели воодушевлением (где ещё такой зоопарк соберешь!), в спящем виде я его ни разу не видел, а от любимой сети он отрывался разве что для того, чтобы сыграть в футбол.

Кстати, о WEB. Без WEB нынче и на улицу выйти неприлично - засмеют. WEB, конечно, был, да еще какой: практически любую информацию о Нортландии, начиная с ее законов и кончая фотографиями граждан Нортландии, можно было получить, не отрываясь от стула. Многие учреждения и даже некоторые дети сделали свои домашние странички. Гулять по WEB можно было часами. Честно говоря, до Нортландии я не очень проникся идеями WWW. Читал, конечно, в разных журналах, в том числе в ON LINE. Видел живьем лазанье по серверам, что меня не очень вдохновило. Макс Стефин прожужжал мне про WWW все уши в курилке и почти убедил меня в необходимости изучать HTML. Но только после того, как я увидел домашнюю страничку Рустама Байбурина, школьника из Красноярска-26, - страничку, по которой я лазил часа четыре, - только тут меня осенило, что это за штука. Очень удачно, что наутро был спортивный праздник, и я весь день был свободен, и посвятил его великой битве с HTML.

О, битва с HTML! О ней можно написать роман! А скорее всего, я напишу вскоре по нему методичку. Две вещи в HTML поразили меня в самое сердце.

Во-первых, оказалось, что "визивиг" отсутствует начисто (точнее, "визивиговские" продукты пока русские тексты не понимают). Клепая тэги врукопашную, я вспоминал давно забытые времена, когда программы набирались на пульте в двоичном коде. Уровень сервиса примерно такой же - в 1996-то году!

Во-вторых, я угрохал четыре часа, пытаясь понять, почему не срабатывает ссылка на htm-файл, а оказалось, что, если оба htm-файла находятся в одном каталоге, полный путь указывать НЕЛЬЗЯ! Понимаете ли, обычно, в других программах, его МОЖНО НЕ УКАЗЫВАТЬ. А тут нельзя указывать ни в коем случае! Прочувствуйте разницу: я, как добропорядочный юзер, указывал полный путь, а потом удивлялся, почему искомый файл не ищется. И, чем подробнее я указывал путь, тем меньше у меня было шансов его найти. Прямо тебе Алиса в Зазеркалье!

Когда я уже начал посылать WWW на почтовый сервер и много далее, случайно забредший тринадцатилетний файленок из Информационной Системы Нортландии посмотрел снисходительно на тормозного дядю (чего с них, с журналистов, возьмешь!) и отрубил ссылке хвост по самые уши, то есть оставил одно только имя. После чего гипертекст заработал, файленок с достоинством удалился, а я еще три часа проколотился, пытаясь поместить рядом текст и фотографию, пока методом научного тыка не открыл в HTML таблицы. Документацию мне читать было западло, да ее, считай, и не было, к файленку второй раз обращаться неудобно, а уж открыться взрослым, что главный редактор компьютерного журнала не знает HTML - и вовсе совестно. Поэтому я бился в одиночку: стащил с сервера байбуринские исходники и с них стал обезьянничать. К вечеру я HTML поборол, и со следующего дня газета "Нортландская правда" выходила уже в двух вариантах: бумажном и WWW-шном. Однако ей составляла сильную конкуренцию ИС Нортландии: новости, результаты спортивных и прочих состязаний появлялись там куда оперативнее. Кстати, большинство информации, приведенной в этой статье, бессовестно сперто мною из Нортландской WWW через clipboard. Вместо того, чтобы честно кормиться ногами и бегать по всей Нортландии, добывая информацию, я, попивая кофеек, лазил по нортландским серверам. Все, что нужно, там было, осталось только разбавить водичкой.

Кстати, о сетях и мертвецах. Компьютеры в Нортландии были всякие разные, с мониторами хорошими и не очень. Так вот, залезши как-то в WWW с плохонького компьютера, я увидел свою физиономию в шестнадцати цветах с разрешением 640 на 480: не то залитую кровью, не то покрытую трупными пятнами. Слава Богу, это было не на ночь глядя...

Глава четвертая. Паша Любасов как зеркало компьютерной революции

Вообще говоря, я собирался взять у Паши большое интервью. Люди типа Паши интересуют меня как представители другой цивилизации. Ими можно восхищаться или их можно не выносить как снобов, но ясно, что они вносят в компьютерную жизнь большое разнообразие.

Сначала мы с ним решили сделать интервью в локальной сети - устроить что-нибудь вроде chat и интервьюироваться non-stop две недели подряд. Особый кайф был в том, что жили мы в соседних комнатах, мой Pentium от его PowerPC отделяла тоненькая перегородка, однако общение шло через всякие сервера, установленные в соседнем здании, кучу промежуточного софта (NetWare, Unix и пр.). Я даже придумал фразу для интервью о том, как Маки наконец подружились с Интелями. Через годы, через расстояния, и т.д. Однако номер не прошел: в WWW мы друг друга видели, в столовой тоже, а файловый обмен не получился.

Тогда я вооружился редакционным диктофоном, пришел в соседнюю комнату и побеседовал с Пашей за жизнь. Однако оказалось, что батарейки сдохли на третьей минуте работы. Я не сдался, подключил диктофон через блок питания. Однако визг винчестера перекрыл Пашин негромкий голос, и расшифровать запись я не смог. Интервью не получилось, попробую набросать портрет. Штриховой такой...

Штрих номер раз. Пока я боролся с диктофоном, Паша сказал, что на месте редакции он приобрел бы диктофон, самонастраивающийся по чувствительности микрофона на конкретного участника беседы. Стоит он дорого, но зато качество! На это я заметил, пыхтя, что я бы на своем месте лучше не гнался бы за дешевизной и не покупал бы китайские батарейки.

Штрих номер два. По нортландским меркам Паша одевался просто неприлично. Одеваться по нортландски - значит ходить в сланцах на босу ногу и футболке второй свежести, а ноги мыть раз в три дня. Паша был мало того что в белой рубашке и белых брюках, но еще и в носках, разумеется, белых! Я подозреваю даже, что он дважды в день чистил зубы.

Штрих номер три. Как-то мы играли в настольный теннис, и шарик закатился глубоко за скамейку на веранде. Любой нортландец лег бы на пузо и слазил бы куда надо. Паша встал на мостик и в этой немыслимой позе (см. фото), не замарав белых одежд, добыл шарик. Хайтек - это образ жизни...

Штрих номер четыре. Однажды Паша объявил мне, что сегодня от вывесит на WWW такое... Вы такое никогда не видели, сказал он. Я не стал дожидаться и зашел посмотреть "такое" прямо на Маке. Паша торжественно развернул на экране картинку с автомобилем и стал смотреть на мою реакцию. Я добросовестно пытался понять, что в картинке было ТАКОГО. Ну, автомобиль, конечно, был шикарный. Ну, облака были тоже шикарные, под цвет авто, бордовые.

У автомобиля первое место по дизайну в 1996 году, сказал Паша. Я пожал плечами. Это все срэндерили, сказал Паша. И автомобиль срэндерили, и облака. Я по мере возможности выразил восхищение, но в этот момент понял, какая пропасть нас разделяет. Сдается мне, что в этот момент я понял даже маковскую душу как таковую, душу, для которой понятие "круто" значит гораздо больше, чем "целесообразно". Нет, никогда мне не стать патриотом "макинтошей"...

А вот ребятишки, работавшие в Пашином НПО "Виртуальная реальность", смогли. Нарэндерили там всяких высокохудожественных красот.

Глава пятая. Шишками по "шишкам"

Конечно, жизнь нортландцев не ограничивается работой: каждый день проходят игры и спортивные соревнования. Собственно говоря, свободного времени почти нет: вечером начинают работу лоции (кружки по интересам). Вот там - клуб авторской песни, вот там - игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?", вот там исследуют природные явления, а здесь - рассказывают анекдоты.

В этом году в Нортландии была новинка: детский орган самоуправления. Назывался, он, естественно, ДУМ. Выборы в ДУМ проходили прямо как на самом деле: кандидат в депутаты должен был набрать нужное количество подписей, потом была кратковременная предвыборная кампания. Игра есть игра, и кандидаты, кто в шутку, кто всерьез обещали нортландскому народу всяческие блага, от повышения зарплаты до сдвига времени отбоя. Популизм расцветал махровым цветом, ни одна прослойка нортландского общества не была забыта. "Вьюверы - тоже люди!" - патетически восклицал один из кандидатов. - "Так почему им не дают на второй ужин апельсины, как нам, файлам? Вьюверы! Голосуйте за меня, и я буду бороться за ваши права!".

"Выбирай сердцем!" - призывал один кандидат, а второй отвечал: "Выбирай сердцем, раз мозгов нет".

Вот как освещала выборы "Нортландская правда":

"В девять часов Нортландского времени шесть кандидатов в депутаты (а депутат - большая шишка в Нортландии!) давали пресс-конференцию. Однако экстремисты обстреляли их самыми настоящими сосновыми шишками. Кандидаты открыли ответный огонь. Беспорядки были подавлены администрацией Нортландии. Жертв нет."

Особую пикантность выборам придавало то, что ДУМ, собственно, ничего не решал. У депутатов в Госсовете были только совещательные голоса, да и заседал Госсовет не раньше двадцати трех часов, когда файлам-депутатам полагалось спать. Так что грозные резолюции ДУМа в лучшем случае принимались Госсоветом к сведению, и история помнит только один случай, когда резолюция была принята к исполнению.

Глава шестая. За что боролись

Свое босоногое детство я проводил в забытом Богом поселке Суриково. Народ у нас в поселке был простой, пил денатурат и изъяснялся матом. Другой жизни мы не знали, пока однажды летом не приехали на практику студенты пединститута и не организовали игровую комнату, не научили студенческим развеселым песням. Эта жизнь была настолько перпендикулярна нашей, что я до сих пор помню это лето, как лето, кардинально изменившее меня. Это была жизнь, к которой я потом стремился, и кто знает, если бы не эти безвестные студенты, был бы я сейчас, положим, главным редактором ON LINE.

Главное в Нортландии - даже не компьютерные технологии (хотя и их дети осваивают тут на довольно высоком уровне). Главное - особая атмосфера, когда дети не боятся взрослых, когда они играют вместе. На первых порах это ошарашивает детей.

Вначале зажатые, они за считанные дни распрямляются, начинают свободно творить. У себя в редакции я чувствовал это особенно. На первых порах ребятишки несли казенные сухие материалы, и их приходилось УЧИТЬ ПРИКАЛЫВАТЬСЯ. Через два-три дня они уже умели высосать сенсацию из пальца, интересно подать обыкновенную новость типа внезапного дождика. Мне удавалось даже отучить их от школьной привычки произносить сначала фамилию, а потом имя. "Не Иванов Иван, а Иван Иванов", говорил я им. "Ну да", говорили они, "Вы здесь отучите, а потом опять привыкай".

Ну и компьютерные технологии тоже. На меня наибольшее впечатление произвело вот что. В прошлом году, в Нортландии, работал у меня в редакции Леша Панфилов. Зажегся, по примеру "Нортландской правды" создал свою газету в Железногорском СЮТе. В этом году я читал его газету в Нортландском WWW. Это было нечто на порядок лучшее, чем "Нортландская правда", и к тому же грамотно слепленное в HTML. Не прошло и года, как мой ученик меня обогнал. Моя жизнь, я считаю теперь, прожита не зря, и это могут сказать все преподаватели Летней компьютерной школы.

Вообще, о взрослых стоило бы сказать особо. "Он не любит детей" звучит здесь как приговор. На следующий год такие в Нортландию не едут. Взрослые оттягиваются от души, но и работают на износ. Весь день с детьми: то работа, то лекции, то футбол, то игры, то соревнования. Ночью - разборы полетов, совещания о том, как сделать жизнь в Нортландии еще интереснее, подготовка к следующему дню. Такого, чтобы свалить работу на коллегу, здесь нет. Сплоченная, деятельная команда, которой так не хватает многим фирмам. Эти люди не называют себя модным словечком "менеджер", но то, как они организовывают работу - менеджерам нужно поучиться. Но не надо переманивать этих людей в компьютерные фирмы. Нужно просто им помочь. Нужно не отмахиваться от их просьб - они работают на нас всех.

Глава седьмая. Титры

Душой всего предприятия, как и прежде, был Евгений Кузнецов, директор Детского Образовательного Центра.

Госсовет: командор - Александр Старых, навигатор Олег Морозов, визард Денис Чурилов. За техническую сторону отвечал А.С.Алякин, директор ГЦИ. Спортменеджер В.И.Андреев. Freetime-менеждер Елена Золотухина.

Вьюверы: Кирилл Базарин, Константин Дуданец, Дмитрий Дуданец, Татьяна Белобородова, Татьяна Козулина, Анна Власенко, Владислав Мержевич, Евгения Гусева, Данил Бабурин, Алексей Филатов.

Организаторы летней компьютерной школы благодарят за помощь

Антипину Н.Н (начальника городского управления образования)

Бабия А.А. (директора учебного компьютерного центра дома техники и фирмы МАКССОФТ)

Любасова П.В. (ведущего сотрудника фирмы ДИАЛОГ-СИБИРЬ)

Корсукова Д (ведущего сотрудника по сетевым технологиям фирмы КМК)

Бойко Г.М., методиста горОНО г.Железногорска

Лебедева Н.В., преподавателя СЮТ г.Железногорска

Ревенко В.Ю., преподавателя СЮТ г.Железногорска

Спонсоры Нортландии

1.СТЕК (директор Зайцев С.А.)

2.МАКССОФТ (директор Стефин М.В.) 1996nort.jpg (10094 bytes)

3.КАМИ-Красноярск (директор Подлесный К.С.)

4.ЛИСПО (директор Лившиц С.А.)

5.КОМПАК (директор )

Техника была предоставлена:

ЦИМПО г.Красноярска 1996nort_tat.jpg (20340 bytes)

ДОЦентром Октябрьского района г.Красноярска

ГЦИ г.Красноярска

Кировским УПК г.Красноярска

СЮТ г.Красноярска-26

УПК г.Красноярска 26

фирмами СТЕК, ЛИСПО, КОМПАК

ВСЕМ СПАСИБО!


Опубликовано: ON LINE, N6 1996
© Алексей Бабий 1996