Выставка умерла? Да здравствует выставка!

Два в одном?

Вообще говоря, во Дворце Спорта происходило две выставки одновременно: РЕКЛАМА-97 и ЕНИСЕЙИНФОКОМ-97. Однако пресса (особенно электронная) почему-то начисто проигнорировала одну из них. Репортажи были исключительно с выставки РЕКЛАМА-97. Понятно, что журналисты всегда все перевирают (знаю по себе), но не до такой же степени! Чтобы хоть как-то восстановить справедливость, я буду писать только о ЕНИСЕЙИНФОКОМ-97. Тем более, что в полиграфии и рекламе я разбираюсь значительно хуже, чем в компьютерах.

Зачем нам кузнец? Нет, нам кузнец не нужен!

Первое общее впечатление: выставка заметно ужалась по сравнению с прошлым годом. Всего один этаж (в прошлом году два), существенно меньший состав участников. Кое-кто склонен винить в этом руководство "Красноярской ярмарки", якобы непомерно задравшей цены. Однако цены, ставшие не по карману гигантам красноярского компьютерного бизнеса, не показались чрезмерными для небогатого Детского Образовательного Центра. Так что, скорее всего, дело не в деньгах... Еще одно объяснение, которое я слышал, звучало так: системным интеграторам на выставке делать нечего, потому что основная публика - студенты, школьники, пэтэушники. Это так. Но тогда трудно объяснить отсутствие на выставке фирм, ориентированных на розницу. Да, конечно, они работают в салонах. Да, возможно, они немного заелись. Но конкуренция между ними идет весьма жесткая, и пренебрегать выставкой им вроде как ни к чему.

Отработав на выставке фактически "от звонка до звонка", раздав кучу рекламных материалов, я вдруг ощутил, что ноги у меня гудят, а язык совсем не устал. Интересного общения, в общем-то, и не было. Не заглянули на выставку знакомые компьютерщики (некогда), почти не появились новые знакомства. Выставка утратила статус клуба, праздника, куда приходили не зачем-то, а просто так, встретиться и пообщаться. Фирмы, входящие в первую пятерку, воспринимают выставку как повод лишний раз выпятить грудь и превзойти конкурента (битва за место в центре зала имела просто-таки анекдотические подробности, каждый сантиметр отвоевывался с боем, а передвижка стендов напоминала перетягивание каната). Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно...

Компьютерные прибамбасы

Одним словом, впечатление о выставке довольно неопределенное, но я меньше всего склонен винить в этом руководство "Красноярской ярмарки": организация и сервис были на высоте. Похоже, умирает сама идея компьютерной выставки. Мне рассказывали, что на КОМТЕК-97 многие фирмы вообще не выставляли компьютеры на своих стендах. Зачем? Стенды были чисто имиджевые, а цель участия в выставке одна - чтобы тебя не забыли. Что же касается технологических новинок, то с ними лучше всего знакомить не на выставках, а на специализированных семинарах. Впрочем, появившаяся на последних московских выставках мода на компьютерные демозалы докатилась и до нас: на ЕНИСЕЙИНФОКОМ функционировал кинотеатр, организованный НТЦ "КАМИ-Красноярск" и журналом ON LINE. Идея замечательная, но желающих выступить в этом зале с презентацией практически не нашлось. Поэтому в нем в основном крутились мультики, и я уверен, что процентов восемьдесят посетителей так и не поняли, при чем тут компьютеры. Вообще искусство презентаций в нашем городе, мягко говоря, не развито. Если на Западе считается плохим тоном выступать без сопровождения компьютерными слайдами, то у нас PowerPoint до сих пор остается экзотическим продуктом.

Несколько новинок и "прибамбасов" продемонстрировала фирма MaxSoft.

Во-первых, прямо при входе во Дворец Спорта посетителей встречает информационное табло выставки - семнадцатидюймовый монитор с сенсорным экраном. Для тех, кто не знает: это экран, ощущающий прикосновение пальца. С ним можно работать без клавиатуры и "мышки". Не сказать, чтобы это было такой уж новинкой: некоторое подобие сенсорных экранов было даже на терминалах ЕС-7920 лет пятнадцать назад, а полнофункциональный сенсорный экран я видел на выставке "Информатика в жизни США" году в 1987 или 1988. Однако только сейчас эти экраны подешевели настолько, что стали довольно широко продаваться и, наконец-то, добрались до Красноярска.

Во-вторых, MaxSoft продемонстрировал на выставке цифровые фотоаппараты. Вот такая простая штука: в него вставляется обыкновенная трехдюймовая дискета, и снимок записывается сразу в формате Jpeg. На дискету входит штук пятьдесят снимков. Качество, конечно, не высшее, но для web-страницы или для газеты вполне подходящее (снимки на этой полосе сделаны именно таким аппаратом). Стоит это чудо техники меньше тысячи долларов.

В третьих, эта же фирма представила "Windows CE-устройства", то есть карманные компьютеры, на которых работает практически полномасштабный Windows 95, с Word и Excel и даже Internet Explorer. Оказывается, когда сильно захотят, умельцы из Microsoft умеют запихать в четыре мегабайта то, что на обычных компьютерах занимает десятки и сотни мегабайт!

Тут я вынужден наступить на горло своей песне: если я расскажу еще что-нибудь про стенд MaxSoft, то меня обвинят в пристрастности.

Доступно и всерьез

Бухгалтерские и правовые системы - хлеб многих компьютерных фирм. Неудивительно, что на выставке было несколько представителей этого славного племени, в том числе опять-таки MaxSoft как представитель 1С и "Гарант-сервис" с правовой системой "Гарант".

КИЦ "ИСКРА" уже давно распространяет систему КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС. Кроме того, сдает под ключ программы компьютерной бухгалтерии, начиная от установки компьютеров и сетей до настройки программ. Как правило, это БЭСТ и 1С, а для крупных предприятий занимает свое место ГАЛАКТИКА.

РИЦ ИЛАН занимается распространением правовых программ: тот же КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС, Project Expert, ГАЛАКТИКА, ТУРБО-БУХГАЛТЕР.

Фирма ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ представляет программы БЭСТ. Меня уверили, что любой человек может буквально через два часа с ней работать. Боюсь, что это все-таки преувеличение. Положим, мы тоже за два часа обучаем любого человека с улицы работать в Excel, но только самым основам и азам. Думаю, что БЭСТ, как и Excel, многофункционален, и на обучение нужно все-таки хотя бы часов двенадцать.

Фирма ЭКОСВИТ, кроме инфософтовского ИНТЕГРАТОРА, начала поставлять комплекс ГАЛАТИКА. Поставлять, естественно, с обслуживанием и настройкой.

Конечно, далеко не весь спектр фирм, предлагающих бухгалтерские программы, был представлен на выставке. Но достаточно полно были представлены сами программы. Бухгалтеры ходили от стенда к стенду, и на каждом стенде их убеждали, что именно вот эта программа - самая лучшая.

Железо как оно есть

Компания СИНТЕЗ-Н представила новое сетевое оборудование для корпоративных клиентов и привезла в гости представителей фирмы CABLETRON. Большой интерес вызывают струйные принтеры, причем берут их "для дома, для семьи".

НТЦ КАМИ-КРАСНОЯРСК, как я уже говорил, отличилась мультимедийным кинотеатром. Кроме того, компьютеры Wiener, имеющие сертификаты Росстандарта. На меня произвел впечатление домашний компьютер от COMPAQ, марки Pressario, необычайного дизайна и с жидкокристаллическим дисплеем.

ДИАЛОГ-СИБИРЬ выставил тяжелое и финансово-емкое оборудование фирм 3COM, Cisco. Сервер масштаба предприятия фирмы DELL поразил меня наличием ДВУХ блоков питания, причем любой из них можно вытащить и заменить, не останавливая сервер. Достаточно сенсационным было для меня то, что ДИАЛОГ-СИБИРЬ начала продавать компьютеры собственной сборки. Александр Воногов заверил меня, однако, что это не означает отхода от стратегии "только brand name": компьютеры собираются только их высококачественных комплектующих. Просто ДИАЛОГ-СИБИРЬ не ограничилась корпоративным рынком и обратила внимание на "розницу".

DVM-СИБИРЬ представила мониторы ViewSonic P815, с разрешением 1800 на 1440 (неслабо!) и новую модель RoverBook с четырнадцатидюймовой матрицей, процессором Pentium 233 MMX, 3,5-гигабайтным винчестером. Были выставлены также ноутбуки Fujitsu толщиной в палец, цифровые видеокамеры Sony.

Фирма ГАРАНТИЯ продемонстрировала новинку: устройство NF-120, которое может работать как обычный трехдюймовый дисковод и в то же время как дисковод для трехдюймовых 120-мегабайтных дискет. На Западе это уже считается стандартом...

Фирма ЭКИПАЖ привезла принтер Lexmark с разрешающей способностью 1200 на 1200 точек. А самый дешевый Lexmark стоит всего миллион с небольшим, то есть матричным принтерам, похоже, уже ничего не светит.

Фирма АДОНИС не привезла новинок, но, как всегда, порадовала разнообразием ассортимента.

ВЕСТА демонстрировала собственное программное обеспечение для документооборота и бухучета, сетевое оборудование фирмы 3Com и систему OpenView от Hewlett Packard.

Фирма КАС, кроме обычных компьютеров, выставила оборудование для звуковых и световых инсталляций на любую мощность звука и света.

Московские гости

Впервые на наших выставках - не представители московских фирм, а они сами. Московский рынок стал тесноват, и тамошние фирмы с интересом присматриваются к Сибири. На ЕНИСЕЙИНФОКОМ-97 мы познакомились с фирмой ФОРМОЗА. Компьютеры ФОРМОЗА производятся на такой же линии, как у Samsung. На сегодня это самая современная линия сборки в России.

А вот еще один подарок: стенд издательского дома "Компьютерра". Журнал "Компьютерра" у нас любят, и это, пожалуй, самое популярное компьютерное издание в России. Другое дело, что сами журналы доходят до нас с опозданием и не всегда в полном комплекте, но это уже проблемы распространения. Из всего семейства изданий ("CompUnity", "Домашний компьютер", "GAME.EXE", собственно "Компьютерра"), мне больше всего нравится последнее. Не перегружая читателя техническими деталями, журнал рассказывает о проблемах, возникающих В СВЯЗИ С КОМПЬЮТЕРОМ. Многие не понимают этого, а ведь компьютер - явление не только и не столько техническое, сколько социокультурное, политическое и так далее. Приятно было пообщаться с сотрудником "Компьютерры", кстати, нашим земляком.

Итоги

И вот двойственное чувство. С одной стороны, на выставке нет устаревших технологий, все новенькое, свежее и от компьютерного мира мы вроде как не отстаем. С другой стороны, неудовлетворенность малой представительностью участников и непрофессионализмом посетителей. Уж на что не люблю хакеров, но тут был бы рад и им. Но где там - сплошные геймеры

А какую бы выставку я хотел бы? Вот какую: на которой фирмы не выпячивали бы друг перед другом грудь, а показали бы новую жизнь в новом информационном обществе. Чтобы где-то работал магазин со штрих-кодами,, заказывались авиабилеты по Интернету, а вот тут работал бы офис с корпоративной электронной почтой. И так далее. Чтобы посетители видели не сплошные одинаковые мониторы и системные блоки, а именно ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Боюсь только, такую выставку я никогда не увижу...


Опубликовано:  Красноярский комсомолец 25 сентября 1997

© Алексей Бабий 1997