Индекс профессионализма

Фирме ИНДЕКС - пять лет. Редакция журнала ON LINE от всего сердца поздравила юбиляра. А потом в очень даже неформальной обстановке состоялась наша беседа с директором фирмы Юрием Чугуновым и техническим директором Анатолием Савицким.

Алексей Бабий. Я знаю вас давно, но представим, что не знаю. Расскажите свою историю. Сначала был ОВИМЭКС, если я правильно понимаю...

Юрий Чугунов. ОВИМЭКС - легенда красноярского компьютерного рынка... Эта фирма завезла в Красноярск в 1991 году более 1000 компьютеров "Скайлэнд" .Это и по нынешним временам вызывает уважение.

Анатолий Савицкий. По тем временам это были прекрасные американские машины ,но из Китая. В то время не было техники, которую стали называть желтой, красной, плохой, дешевой. И термина "самосборка" не было.

Ю.Ч. Термин "самосборка" придумали у нас. И относился он поначалу к барахлу, которое поставлялось сюда по бесконечным контрактам с бюджетными организациями, и которое было собрано прежде всего нашими бывшими соотечественниками, но за рубежом.

А.Б. На мой взгляд, машины делятся на хорошие и плохие, независимо от того, кто и где их делает. А, кстати, на этих самых "Скайлендах" мы запустили как-то игрушку gpega (гонки) и начисто потеряли CMOS. Что-то там было, кажется, с видеокартой.

А.С. Использование игрушек для тестирования - очень запретная тема. Особенно игрушки того времени. Профессионалы писали их, оптимизируя под ту технику, которая стояла у них на столе. Игрушки жестко привязывались к конкретной технике.

А.Б. Кстати, о тестах. Одна моя знакомая регулярно покупает компьютеры. А меня просит протестировать. Так я, пока Windows не установлю, не признаю компьютер годным. В ВИАЛСе меня уже знают и заранее начинают улыбаться, когда мы заходим. Знают, что это на полдня, потому что она берет машины штуки по четыре. И знаете, иной раз приходилось то видеокарту менять, а то и "винт". При том, что CHECK IT ничего плохого не находил. Это к вопросу о том, на каких игрушках надо проверять...

А.С. ВИАЛСу, кстати, тоже пять лет. Вообще, сейчас идет вал пятилетий фирм. Те фирмы, которые сейчас существуют - это фирмы второй волны. Первая волна (в том числе ОВИМЭКС) существовала на базе так называемых "спекулянтов" . Они имели опыт поставки сложной электронной техники (аудио-,видео), и вышли на поставки компьютеров. Но тут возникла проблема. Компьютеры - это не совсем коробочный бизнес. Они требуют другого подхода, других знаний, то есть присутствия специалиста. . Мы с самого начала позиционировали себя как специалисты по техническому сопровождению. Первым в этом деле у нас был Николай Плетнев, специалист высокого класса - легенда и вообще "динозавр" компьютерного бизнеса. Такие спецы шли рядом с коммерсантами. Те зарабатывали деньги и платили нам, по их понятиям, копейки, а для нас это были бешеные деньги. А потом бизнес на компьютерах стал менее прибыльным и более хлопотным, и бизнесмены первой волны ушли "в чистые деньги". А мы остались. Вот в это время и начали появляться фирмы, специализирующиеся именно на этом бизнесе. И ДИАЛОГ, и мы, и ВИАЛС...

Станислав Батынский. А есть понимание, какая фирма была все-таки первой?

Ю.Ч. Конечно же - ОВИМЭКС. Он дал начало и СИБЧЕЛЕНДЖу и СИНТО, и СибЭКСу , и нашей фирме.

А.С. А ушли мы из ОВИМЭКСа прежде всего потому ,что фирма начала торговать одновременно вином и компьютерами. Компьютерами-то еще почему плохо торговать: на них дается гарантия. Вино ты продал и забыл про него. А продал ты компьютер - через три месяца к тебе приходит человек с системным блоком подмышкой... Мы ушли и начали все с нуля, потому что ушли без денег. Но, работая в фирме "первой волны", мы наработали связи, приобрели опыт. Множество факторов влияет на положение фирмы на рынке. Что главнее - сказать сложно. У тебя может быть куча денег, хорошая наработанная реклама, связи и так далее, но какая- нибудь мелочь типа неоформленного пожарниками помещения, может потянуть за собой очень много проблем. Но мне не хотелось бы обсуждать коммерческие проблемы.

А.Б. А мне хотелось бы. Интересно было бы все-таки узнать вашу точку зрения на бизнес. У вас свой взгляд, вы не продаете или почти не продаете brand name, но, по крайней мере в Красноярске, вы раскрутили свою марку так, что она стала местным brand name. Это марка, которой доверяют. У вас есть своя стратегия. Поделитесь, если это не коммерческая тайна.

Ю.Ч. Никакая это не тайна. Более того, мы уже устали объяснять свою точку зрения. Конечно, за много лет мы совершили множество глупостей, мы учимся на собственных ошибках. Мы сами платим за свои ошибки: за затоваренный склад, за падение цен... Кто мог предположить, что цены на компьютеры будут так падать? Никто. А мы теперь "ученые", не держим большого склада. В самом примитивном виде отслеживать можно так: любая волна год идет год с Запада до Москвы, а потом еще год от Москвы до Красноярска. Вот, у нас уже начали носить то, что было модно в Париже примерно два года назад. На компьютерном рынке не иначе: год от Москвы и все. Уж так устроена империя: даже восточные технологии идут с Запада. Хотя, когда мы сидели в стенах Академии наук, многие наши разработки и результаты экспериментов были интересны и Москве и западнее, Но не будем о грустном...

С.Б. У меня вопрос. Вот у нас в Красноярске десяток китов, у которых оборот 200-300 тысяч долларов в месяц. Остальные находятся на уровне "два компьютера, ноль склада". Из компьютерного бизнеса люди уходят. Наверху сталось совсем немного: Индекс, 4-я линия, АДОНИС, САТУРН...

А.Б. Могу ответить на твой вопрос. Есть люди, которые делают деньги, неважно на чем. Было выгодно делать деньги на компьютерах, они делали на компьютерах. Будет выгодно делать на колбасе - будут делать на колбасе. А есть люди, которые делают деньги на том, что им самим интересно, на том, в чем они специалисты.

С.Б. В последнее время, когда я стал заниматься продажей компьютеров, у меня появилось уважение к российской сборке. Есть брэнды и есть совершенно нормальные рабочие модели, соответствующие конкретным требованиям. Есть технология, которая поставлена на поток и дает нормальное качество.

Ю.Ч. Нельзя забывать, что во-первых многие "брэнды" собираются в России. В том числе и IBM , и Packard Bell. Что в данной ситуации считать брэндом?

А.С. Борьба за конечные цены определяется совестью поставщика .....

Ю.Ч. Ну а во-вторых, мы считаем, что компьютеры "Индекс" в Красноярске более соответствуют понятию брэнда, чем тот же IBM. Те ,кто имел "неосторожность" купить брэнд в Красноярске и пытался его отремонтировать по гарантии, хорошо это знают. Я уже не говорю о заказных конфигурациях компьютеров, их адаптации к ПО, апгрейдах..... К сожалению, для многих главной характеристикой компьютера стала цена. Все компьютеры особенно на поверхностный взгляд имеют сходные технические характеристики. Мы сейчас просто

вынуждены частично собирать компьютеры из дешевых компонент, чтобы попасть в низкоуровневую ценовую категорию Причем это не приводит к понижению надежности, но с неизбежностью приводит к потере совместимости комплектующих, отказам в работе ПО...

А.С. Но после разговора в нашем офисе и дополнительной информации люди все-таки берут более дорогие и качественные модели. Хотя не всегда. Это наше понимание бизнес-схемы. Это наше видение бизнеса, желание остаться именно в этом бизнесе, не перескочить на колготки какие-нибудь. Мы - фирма, которая продает КОМПЬЮТЕРЫ. У нас нет ни копиров, ни радиостанций. Но все необходимое для компьютеров у нас присутствует.

Ю.Ч. Главное - продажа той техники, которую мы можем поддерживать и развивать. Почему мы не продаем ноутбуки? Да потому, что мы их не умеем чинить. Ни элементной базы, ни приборов. Это "коробочная" продукция.

А.Б. Провокационный вопрос: "Зачем вы вообще всем этим занимаетесь? Компьютерным бизнесом?"

Ю.Ч. Это тунгусская песня: что увижу, то пою. Что умеем, то и делаем.

А.С. Мы живем тем, в чем мы специалисты.

А.Б. Хороший ответ. Года три назад я брал в интервью у учредителей фирмы АЛАДДИН и задавал тот же вопрос. Они ответили: это нам интересно, это мы знаем. Это были патриоты компьютеризации, они первыми начали продавать в крае лицензионный софт, Clipper. А в прошлом году один из них ушел в торговлю книгами, а другой, кроме компьютеров, торгует продуктами питания. На мой взгляд, произошло что-то страшное. Если такие люди уходят с компьютерного рынка, не найдя на нем места...

А.С. Я не согласен с мнением о "падении" компьютерных фирм . Если за последние годы упало, положим, три фирмы, то на их место пришли три другие. На рынке "крутится" примерно одно и то же количество фирм. Просто, чем "выше" фирма, тем она стабильнее. В Японии 80% экономики - даже не средний, а малый бизнес, в котором люди постоянно разоряются, приходят новые. У нас, в общем-то, крутятся одни и те же люди. Они открывают новые фирмы, закрывают другие. Я не считаю компьютерный рынок упавшим. Количество фирм не меняется. Появляется масса мелких фирм, исчезает. Рынок цивилизуется. Вот уже говорят о продаже в долг, в рассрочку. Я считаю это большим завоеванием капитализма. Кредит - это ГАРАНТИИ.

А.Б. Ну вот, кстати, о гарантиях. Я все-таки веду к тому, что у вас есть концепция. Вы опровергаете весьма распространенную точку зрения, что компьютеры, собранные в России или тем более в Красноярске - это третий сорт. Я-то знаю, что ваши компьютеры - не третий сорт, я на них кучу народа обучил.

Ю.Ч. Я не знаю, что там случилось с АЛАДДИНОМ, но может быть появились деньги? Это конечно расхолаживает. Перестаешь читать, следить за событиями. Когда мы сидели в Академии наук (кстати, почти весь персонал Фирмы- бывшие сотрудники АН СССР) перспектива была только одна: постоянно что-то читать и писать. Сейчас мы также выписываем массу журналов, но уже не все прочитываем, к сожалению

А.С. Давно известный фактор: максимальная отдача получается там, где тебе интересно.

Ю.Ч. И заметь, что даже если все это закончится, мы как минимум останемся специалистами. "

С.Б. У меня тоже есть вопрос. Буквально в два слова и тридцать секунд: ваше понимание ситуации на компьютерном рынке.

Ю.Ч. На компьютерном рынке? В нашей экономике все запоганил этот (трудно подобрать приличное слово) бартер. Я ужаснулся, когда узнал размеры этого айсберга. Например, в одну уважаемую организацию за бартер было поставлено на $300000 принтеров. Они что, после того, как картридж закончится, принтер выбрасывают? И это идет не год, не два и не три. Даже в вашем уважаемом журнале я прочитал претензию одного из заводских руководителей что мол удивительно, но компьютерные фирмы не занимаются различными бартерными схемами. От безысходности некоторые фирмы и влезли с головой во взаимозачетные схемы. Но это ловушка. Иногда повезет, но чаще всего нет. В деле, которое ты делаешь надо быть специалистом А бартер? Нам кажется, что в области компьютеризации мы уже второй раз "наступаем на грабли". Во многих публикациях недавней поры, посвященных стратегии правильного выбора при покупке компьютеров уже было написано, что не надо покупать эту технику в фирмах поставляющих носки, шоколад, "памперсы" и т.д.....

А.С. Цивилизованный рынок - это там, где работают деньги как всеобщий эквивалент. А если деньги не работают, это уже вообще не рынок. Вот и все. Бартером и другими схемами взаиморасчетов должны заниматься отдельные организации: биржи, например. Но не мы. А бизнес, построенный на блате, на частных личных взаимоотношениях - это просто совок.

Ю.Ч. Один неглупый человек, который давно начал заниматься бизнесом, сказал буквально так: "Чиновники придумали взаимозачет, чтобы с нами поквитаться. Они за год "сделали" себе столько, сколько мы не заработаем и за десять лет."

А.Б. Если бы только чиновники... Не хотелось бы завершать наше юбилейное интервью на такой грустной ноте, но что поделаешь: наша страна всюду идет своим путем. Строили социализм -получился феодализм. Взялись строить капитализм, а скатились вообще к первобытнообщинному строю. Так и меняем на заре 21-го века, как меняли тысячи лет назад: шило на мыло, мыло на тушенку, тушенку на уголь, уголь опять-таки на шило. Я знаю случаи, когда предлагали бартер даже бюро ритуальных услуг и СИЗО! И на фоне прямого товарообмена наш компьютерный бизнес смотрится как-то дико. Остается только надеяться, что, когда мы будем отмечать десятилетие фирмы ИНДЕКС, деньги опять станут всеобщим эквивалентом!


Опубликовано: ON LINE 1997 N3
© Алексей Бабий 1997