Супермаркет

Остап Ибрагимович Бендер, помнится, мечтал о Рио-де-Жанейро, где все поголовно ходят в белых штанах. Собственно говоря, это голубая мечта каждого из нас. Последние десять лет мы потихоньку, полегоньку приобщаемся к цивилизации, путь даже не с того боку. Цивилизация пришла к нам сначала в виде "Сникерсов", а уже потом мы приобщились к Интернету. Состояние нашей цивилизованности лучше всего отражают озорные частушки, не помню какого автора:

Эх, стали жить красиво,
Пьем баночное пиво!
Прямо, как у них!
Но на троих...

Прямо, как у них, пока не получается. Сидя этак дома в шлепанцах, заказать через Internet кило колбасы и бутылку беленькой, и подождать, пока тебе все это принесут на дом. Но кое-что уже можно.

Вспомните, давно ли вы бывали в магазине самообслуживания? Держу пари, вы уже лет пять забыли, что это такое. Если, конечно, не покидали на время нашу благословенную Родину. А я вот недавно вспомнил. Около автовокзала на Взлетке, в гостинице Аэрофлота, открылся супермаркет "Елисейский", вполне европейского уровня. И мало того, что это действительно магазин самообслуживания, так он еще и автоматизированный. Все, как положено, товары снабжены штрих-кодами, на кассе используют сканеры, единая база данных, отслеживающая наличие товара на складе, в торговом зале, и так далее, и так далее. Я там был, мед-пиво пил, а точнее, не удержался и купил-таки пакет отличного молока под названием "Томское". Просто грех было уходить из такого магазина с пустыми руками.

Ну а теперь предоставим слово тем, кто принимал участие в его создании и автоматизации.

Ольга Лапина, директор супермаркета "Елисейский"

А.Б. Если сейчас по какой-либо причине были бы запрещены компьютеры, смог бы существовать ваш магазин? Стали бы вы работать так же, или хуже, или вовсе остановились?

О.Л. Мы не работали в прежней системе торговли. Но однозначно ясно, что при таком количестве товара нам пришлось бы разбить магазин на отдельчики, в каждом поставить продавца, каждый день проводить прием-передачу товара... Это был бы совсем другой магазин, с гигантскими штатами. Наверное, можно, но наверняка неэффективно.

А.Б. Насколько трудно внедрялась эта технология? Я имею в виду сопротивление человеческого материала: обучение персонала, выработка четкости в работе, и так далее?

О.Л. Сама по себе работа с компьютером не составляет труда для молодых людей, которые к нам приходят. Легко осваивают программы, легко воспринимают подход и аппаратуру. В то же время достаточно сложным становится процесс работы на складе, во время подачи товара. Пока человеческий фактор играет большую роль: и большая скорость работы требует большого внимания.

А.Б. С внешней стороны все видится просто, но есть масса деталей, которые все усложняют: товары, которые взвешиваются, товары, на которые трудно нанести штрих-код или отсутствующие в классификаторе, ну и так далее. Так вот, эта технология где-то перенималась или же была разработана, что называется, с нуля? Технологии, как известно, бывают только отечественные...

О.Л. В общих чертах метод работы супермаркета, конечно же, был перенят. Что же касается мелочей, то перенять их было неоткуда, и мы решаем эти проблемы, дорабатывая технологию. В Москве, например, все намного проще уже потому, что у них все товары кодированы. А у нас пришлось наладить производство штрих-кодов.

А.Б. Но скоро вы уже будете готовы эту технологию тиражировать и поставлять?

О.Л. Конечно. Людям хочется иметь доступ к товару, и мы недолго будем оставаться единственным магазином самообслуживания в Красноярске. Все-таки трудно покупать товар, когда он грудой навален в нескольких метрах от тебя, и нередко не знаешь, что это там такое.

Игорь Козяривский, директор фирмы "Технополис", разработавшей программное обеспечение. Это единственный в городе магазин такого уровня. Площадь 600 кв. метров, и я не знаю, где еще в городе есть такие площади по самообслуживанию. А главное, людям доставили удовольствие тем, что они могут посмотреть, повертеть товар в руках, причем красивый товар, выбрать из широкого ассортимента (здесь 6000 наименований товара). А это накладывает обязательства на сам магазин: это должен быть большой оборот, большая номенклатура. А если большая номенклатура товара, руками все это уже невозможно обработать. Без полной автоматизации, от приемки товара до кассовых аппаратов, в таком магазине делать нечего. Как и принято во всем мире, в нашем магазине на всех этапах используются штрих-коды. Кассир порою даже не видит, что за товар, он проводит над ним сканером и нажимает кнопку на клавиатуре. Он не может обмануть покупателя, потому что суммы берутся компьютером из базы данных. Так что традиционные для советской торговли понятия обмана и обвешивания здесь в принципе невозможны. Взвешивание товара происходит на электронных весах, и продавец тоже ничего не может "схимичить": вся его работа заключается в том, чтобы прилепить наклейку, напечатанную принтером. На наклейке печатается цена, вес, штрих-код, название товара. Мы даже ценники печатаем на лазерном принтере. Оборудование, по сравнению с остальными вложениями, требует немного средств, но дает большую выгоду.

Нормальный современный магазин должен четко работать и хорошо обслуживать покупателя. А что такое четкая работа? Это хороший учет товара и проведение учетной политики по продаже товара. Мы, например, анализируем, в какие часы и какие дни недели лучше уходит тот или иной товар, и соответственно организуем подачу товара со склада в торговый зал.

Все солидные фирмы в городе стремятся выставить здесь свою продукцию, поскольку это - единственный такой магазин в городе. Бизнесмены часто сюда заезжают, особенно вечером. Редко какой магазин работает после восьми вечера. К тому же они уже в мире на многое насмотрелись, и в один голос говорят, что сервис, который они тут видят, ближе всего к зарубежному.

Внутри это устроено так. Зарубежный товар однозначно снабжен штрих-кодом, и с ним при приеме на склад проще всего. Отечественные товары снабжены штрих-кодом не всегда, и мы вынждены генерировать и печатать штрих-коды сами. На складе есть три компьютера со сканерами, и приход товара ведется с их помощью. Поэтому такое понятие, как ввод данных, отсутствует. То же самое на кассе. На чеке печатается не только сумма, но и названия купленных товаров. Количество товара можно вводить либо руками, либо многократно считывая. Это уж кому как удобнее. Мы наловчились для весовых товаров указывать в штрих-коде также и вес, так что и этот процесс автоматизирован полностью. Что характерно, обычно в супермаркетах (например, в Москве) для этого используется импортное оборудование, которое стоит в три-четыре раза дороже того, которое мы использовали, и при этом ниже классом. Я имею в виду класс компьютеров. Там стоят 386-е процессоры, причем оборудование специализированное и модернизации не поддается. Мы собрали рабочее место кассира из совершенно стандартных компонентов. Мы в любой момент можем выбросить это компьютер и поставить другой. Между тем мощность компьютеров на кассе - вещь принципиальная. Слабые машины тормозят работу в сети, и в час пик вся система вдруг начинает работать еще медленнее.

Мы планируем наладить работу с пластиковыми карточками МЕТАЛЭКС, СБС. Как только банки научатся коммутировать свои терминалы для работы с пластиковыми карточками с компьютерами, мы сможем принимать оплату с помощью пластиковых карточек. Тогда мы сможем делать с помощью кассового компьютера дополнительные действия, например, проводить лотереи или определять постоянных покупателей. А сейчас самое главное - принимать решения в реальном времени: как только товар поступил, нужно подать его в зал, если товар в зале заканчивается, нужно опять-таки подать его в зал, сделать так называемую подтоварку. Это раньше можно было отслеживать вручную, когда "выбросят" колбасу по два двадцать и два девяносто, вот и весь ассортимент. А когда товары 6000 наименований... А вот еще один пример работы в реальном времени. Мы делаем так называемые скользящие инвентаризации. Инвентаризация в обычном магазине - это остановка его на один-два дня. Это делается редко, и поэтому реальное состояние дел редко известно руководству. Кроме того, в условиях рынка это слишком большие убытки от простоя. А мы в течение часа, не прерывая работы магазина, делаем инвентаризацию по выбранным нами позициям. Мы всегда знаем, сколько того или иного товара на складе, сколько его в зале, сколько его продано. Нам проще планировать поступление товаров, мы можем статистически выявить связь между активностью продажи того или иного товара и любыми факторами: погодой, временем суток, днем недели и так далее. Чем в спешке делать подтоварку, лучше спланировать ее заранее.

Вот пример обратного подхода. Отчего рухнул торговый дом "Родижди". Солидный, большой, с большими капиталами и при всевозможной поддержке. Но хозяева магазина, придя из небольших фирм, не смогли наладить учетную политику. И через полгода директор уже не знал, где у него товар, куда уходят деньги, какой товар нужно покупать, а какой нет. Чем лучше налажен учет, тем меньше нужно оборотных средств. И вот такие крупные магазины могут жить только на основе автоматизированной технологии. Я удивляюсь, как вообще работают остальные магазины. Продавец получает товар скопом, неизвестно когда за него отчитывается, учет ведется только суммовой... Концов с концами свести невозможно.

Интересный момент: люди, организовавшие этот магазин, пришли не из торговли. У них есть опыт организации производства. И они принесли с собой элементы высокотехнологичного производства. Ведь система резервирования авиабилетов - это именно производство. Каналы связи через всю страну, четкая работа, учет, автоматизация... И, когда они стали организовывать магазин, то, естественно, стали делать это так же. Они по-другому уже не умеют. Это не магазин, а производство.

Мне было бы любопытно увидеть прикладное решение такого же качества, пусть в другой области, которое было бы красиво, которое бы позволяло людям входить в общее информационное пространство. Дальнейшее развитие я вижу, например, так: магазин общается с поставщиками не на уровне счетов-фактур, а с помощью электронных документов. Потом: информация о потребностях и возможностях магазина "вывешивается" в Internet. Плюс пластиковые карточки, и так далее. Мы должны не только автоматизировать свои участки, но и подталкивать других, чтобы все вкладывали в эту общую копилку. Нужно понаделать как можно больше этих островков, соединить их друг с другом...


Опубликовано: Стиль жизни 1 1998
© Алексей Бабий 1997