Мысли вслух

Перемена участи

Прорицатели, гадалки
Напророчили бедлам.
Ну, так мы уже на свалке.
В колесо фортуны палки
Ставим с горем пополам.
В.Высоцкий

01kra10.jpg (12061 bytes)На этой неделе - напасть за напастью.  В Ворогово наводнение (см. фото Ильи Наймушина, Рейтер), в Думе -импичмент. А я-то сегодня хотел поговорить о том, что такое программа. Но любимую тему можно отложить на следующий раз. Пятнадцать лет подождала, еще неделя только добавит теме крепости:о) А я сегодня поговорю об импичменте. Пока о нем еще не забыли окончательно:о) По правде говоря, практически не   слежу за битвой, развернувшейся сейчас в верхних эшелонах власти. Пикейные жилеты, оживленно комментирующие "Да, Примаков - это голова...", шамкающие старики с красными портянками, депутаты, продающиеся оптом и в розницу, корреспонденты, "в режиме прямой трансляции" передающие из Думы то, что все и без их давно знают... В очередной раз перед нами разыгрывают очередной спектакль, а мы в опять принимаем все это всерьез.

Коммунисты в Думе поднимают вопрос об импичменте, хотя им нафиг не нужно сваливать Ельцина - им и при нем живется очень даже неплохо, зато надо набрать очки перед грядущими выборами. Причем они набирают их в любом случае. Состоится импичмент - они герои, они все это начали. Не состоится - они все равно герои, а остальные - предатели, этот вариант даже еще лучше. (Особый вкус происходящему придает то, что заводилами в процессе выступают именно коммунисты, которые обвиняют Ельцина в геноциде, войне и чем-то там еще. Ельцин, конечо, не подарочек, но не коммунистам, угробившим миллионы людей за время своего правления в войнах, ссылках, расстрелах и организованном голоде, предъявлять эти обвинения).

Ельцин снимает Примакова якобы за то, что он не справился с руководством, но на самом деле не за то, что он не справился (а он и впрямь не справился), а  ради того, чтобы разыграть комбинацию с Думой и избежать импичмента, хотя импичмент Ельцину ничем не угрожает, даже если он и впрямь состоится (ну, вот, я писал это в субботу, а сейчас воскресенье, и он в самом деле не состоялся, но это на самом деле не имеет значения). Депутаты произносят горячие речи, бедные старики собирают подписи, думая, что от этого что-то изменится, корреспонденты изображают оперативность и объективность, чиновники соображают, как половчее обратить ситуацию в свою личную пользу, бизнесмены срочно расплачиваются по счетам, выставленным в у.е., а безденежный народ килограммами закупает доллары по спекулятивным ценам. Все при деле.

На самом деле весь этот спектакль не имеет никакого значения, поскольку, кто бы ни сел в кресло премьер-министра, президента, спикера Думы или еще куда, ровным счетом ничего не изменится. Разве что какой-нибудь очередной генпрокурор окажется способным только на оральный секс, а не на генитальный сразу с двумя. От перемены мест слагаемых сумма, как известно, не меняется... Ребята наверху играют в такую стратегическую игру типа C&C и полностью ушли в эту виртуальную реальность. Кто-то за людей, кто-то за орков, но в любой момент все может перемениться - люди становятся орками и наоборот.

Но меня поражает активность граждан, которые в интернете, на площадях и кухнях насмерть бьются друг с другом, выясняя, кто там наверху лучше, кто хуже, кто прав, а кто виноват. Пока что "насмерть" бьются в фигуральном смысле, но как знать, не дойдет ли дело до рукопашной в самом прямом смысле этого слова?

Один мой знакомый бизнесмен горячо поддержал отставку Примакова. Он долго убеждал меня в том, что я знал и без него - что это правительство не сделало ровным счетом ничего, кроме очередного ущемления бизнеса - причем на всех уровнях, от челноков до олигархов. А, когда я спросил, почему он считает, что тот, кто придет на его место, будет лучше, он сказал примечательную фразу: "Да я так и не считаю. Но хоть что-то изменится..."

Пусть хоть что-то изменится... Вот тут-то я вспомнил, откуда я впервые узнал об этом феномене. Достоевский. "Записки из мертвого дома". Каторжники, очумев от невыносимой, тягомотной, лишенной какого-либо разнообразия жизни, нередко совершали преступление прямо в остроге - только ради того, чтобы нарушить это однообразие. Достоевский назвал это "переменой участи". Потом я не раз читал об этом в воспоминаниях прошедших ГУЛАГ. Человек мог убить соседа по нарам только ради того, чтобы началось следствие, а может быть, и пришлось ехать на дачу показаний в другой город, и все это нарушало невыносмый монотонный ход каторжной жизни. Ну, да, там светил еще один, добавочный, срок, и участь ухудшится, но это будет потом, а разнообразие будет уже сейчас. Вот вам и разгадка еще одного феномена, когда человек пускался в побег за несколько месяцев до освобождения.

Все мы уже настолько офонарели от однообразной трудности бытия, что радуемся любой перемене участи. Однако результат предсказуем - нам просто добавляют срок. Помните, когда-то речь шла о пятистах днях? Потом о полутора годах? Теперь даже оптимисты не обещают ничего хорошего в ближайшие лет двадцать. А разгадка проста: освобождение - не одномоментная акция, а процесс. И свет в конце тоннеля еще очень далек, поскольку сей тоннель ничто иное, как прямая кишка, по которой мы и выбираемся на волю из того места, в котором сейчас находимся.

А вот тут Александр Ларьяновский на сайте полит.сиб.ру горячо сказал про нас про всех, которые, дескать, все на кухнях, да на кухнях, а во власть не идем, а потому-то во власти порядочных людей и нет. Должен возразить. Во власти нет порядочных людей не потому, что там нет нас, а потому, что там в принципе не может быть порядочных людей, на то она и власть. Наиболее хорошо этот тезис раскрыт в пьесе "Убить дракона", а также во многих других художественных произведениях. Политика всегда подразумевает, во первых, приоритет цели, а не средств, а во-вторых, искусство компромисса, особенно со своей совестью. Все это, вместе взятое, неизбежно ведет к деградации. Или ты не принимаешь условия игры, и тогда просто ничего не добиваешься, система вышвыривает тебя. Или ты принимаешь условия игры - и тогда теоретически можешь победить, да только не победишь, поскольку, чем выше и дальше ты двигаешься, тем меньше в тебе остается тебя того, старого, и тем больше в тебе становится того, с чем (или кем) ты собирался бороться. То есть это - путь тупиковый. Повидал я хороших людей, которые сходили во власть. В результате хороших людей попросту стало меньше...

Что ни делается, все к худшему. Ситуация тупиковая. На самом деле ситуация тупиковая, если рассматривать ее с обычной точки зрения. Но есть еще множество других точек зрения и других подходов к жизни. Скажем, для христианина вообще ничего необычного не происходит. "И кружит ветер, и кружит ветер, и возвращается на круги своя". Идет обычная борьба добра со злом, как сто лет назад, как тысячу и две тысячи лет назад, и проходит она не в госдуме или правительстве, а в совершенно конкретной душе. Любую напасть христианин воспринимает как очередное испытание его (лично, конкретно его) Господом и заботится только о том, чтобы выдержать это испытание. С этой точки зрения вся возня с импичментом выглядит совершенно неважной и малозначительной. А также митинги, лежание на рельсах, обсуждение в интернете и трескотня по телевизору.

"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после."

А как же перемена участи? Сдается мне, что не участь надо менять, а точку зрения...


Опубликовано:   СТАЛКЕР 1999
© Алексей Бабий 1999