Надо сказать, это будет не репортаж, не интервью и не что-нибудь в этом роде. Очень полное освещение "Интернити" можно найти на сайте Новокиберска. А я хочу рассказать о другом. Пожалуй, это была первая "Интернить", на которой постоянно и в прямом смысле слова круглосуточно региональные интернетчики обсуждали свои проблемы. Я на этих тусовках был, мед-пиво... (ну, точнее, меда я что-то не припомню, а пива было о-о-о-о-чень много :о).... пил, сам выступал мало, но в основном мотал на ус и пытался классифицировать.
14.11. Тусовка региональщиков началась. Пока еще
без пива.
16.11. А тут уже и с пивом, под фонтаном.
14.11-15.11. А вот тут уже без фонтана, но по-прежнему с
пивом
15.11-16.11. А потом с пива перешли на водку.
17.11.И - тайное заседание в законспирированном
помещении,
совсем "сухое": пиво уже не влезает...
Собственно говоря, итожить было особо нечего. Большинство речей сводилось к тому, что "кляты москали" забрали все деньги. Денег в провинциальном Интернете нет и не будет, вместо того, чтобы инвестировать провинцию, столица рекрутирует из провинции немногих оставшихся профессионалов. Вот, мол, такие дела. Так что - миллионеры из нас не получатся, надо переквалифицироваться в кого-нибудь другого.
У москвичей все ОК.
Регионалы поймали Андрея Вакуленко,
чтобы выпытать у него главную буржуинскую тайну.
И не выпытали.
Я же по проклятой математической привычке пытался ввести некую систему координат, в которой можно было бы навести порядок в этих высказываниях. И, кажется, нашел. Как ни странно, к географии она имеет довольно малое отношение. Это - оси самоидентификации.
Итак, первая ось - это уровень профессионализма. Причем под профессионализмом имеется не только уровень программистов или дизайнеров, а во основном уровень менеджмента. Практика показывает, что именно менеджмент - ахиллесова пята большинства веб-команд. Можно ввести несколько таких уровней, причем они, заметим, от географии не особо зависят. Ну, например, если Вася Пупкин проживает в Москве, это не означает, что он может претендовать на создание, положим, сайта Philips или контент-проекта на уровне Lenta.ru только в силу того, что он москвич. Надо полагать, что в столице действует немалое количество команд, которым никто такие проекты не доверит - не доросли пока. И денег им никто не даст (несмотря на то, повторю, что они чистокровные москвичи:о). Итак, водораздел идет все-таки не по географическому признаку.
Так вот, каждая команда каким-то образом идентифицирует себя на этой шкале, и эта идентификация непосредственно соотносится с проектами, которые команда делает. Скажем, Actis не возьмется за трехстраничную веб-визитку. И наоборот, контора Васи Пупкина, если она в своем уме, не возьмется за Lenta.ru.
Вторая ось - аудитория. Как ни верти, хоть TCP/IP во всем мире одинаковый, аудитория Интернета все-таки по географическому признаку делится. Основной потребитель красноярских новостей - красноярцы. Красноярскую компьютерную фирму интересуют именно красноярские посетители ее сайта. И так далее. Существует также четко выраженный региональный рынок Интернета; в частности, сайт красноярской фирмы с большой вероятностью будет делать именно красноярская веб-студия. Этот рынок есть, на нем есть деньги - пусть не такие большие. Его надо осваивать. Далее есть Рунет (по определению - русскоязычный, но в значительной степени все-таки именно российский), и далее - собственно всемирная сеть как таковая. Опять-таки, любая команда ассоциирует себя с уровнем рынка. Есть определенное количество вебостроителей, которые вообще находятся вне рынка, то есть творят для себя и своих ближайших друзей. Есть команды. ориентированные на освоение местного рынка, причем строго по принципу "птичка по зернышку клюет". Есть команды, которым на местном рынке тесно: они чувствуют в себе бОльшие возможности.
Что получается, если изобразить все это на плоскости?
3.Рунет и выше | 0 | 0 | X |
2.Региональный рынок | 0 | X | X |
1.Вне рынка | 0 | 0 | 0 |
1.Самодеятельность | 2.Команда | 3.Серьезная команда |
Нолики стоят в тех клетках, рассматривать которые бессмысленно: это из области психиатрии, где как раз изучается мания величия:о) Крестики стоят в тех позициях, которые как раз стоит рассмотреть.
Самый простой случай - это команда без особых запросов (2-2), добившаяся определенного профессионализма, который позволяет ей работать на адекватном ей рынке. Собственно говоря, успешность такой команды зависит от географии достаточно сильно: в одних регионах денег в оффлайновом бизнесе много, в других мало. Главный вывод, который стоит тут сделать - что всемирная распространенность Интернета в данном случае никакой роли не играет: живешь в Урюпинске, так и осваивай урюпинский рынок, более богатый (например, новосибирский) уже откусить сложнее.
Случай посложнее - (2-3). Здесь стоит задать несколько вопросов:
1.Что именно мешает подняться по этой шкале региональной команде? Точнее, чем мешает именно региональность? А ведь мешает... Самородков в области программирования, дизайна и контента в провинции навалом. А вот с менеджментом туго. Менеджменту одиночку не научишься. К тому же процессы в провинции текут медленнее.
2.Почему серьезная команда обязательно должна уходить с регионального рынка? Ну, то есть, понятно, что денег на нем существенно меньше, но так ли уж обязательно проекты, рассчитанные на региональную аудиторию, должны делаться менее профессионально, чем на всерунетовскую? С какой такой стати? Здесь я должен вернуться к давнему своему спору с Андреем Травиным. Вот что он писал год назад по поводу конкурса БИЗНЕС-САЙТ 99:
Первое место все-таки было отдано Gazeta.ru, которая пока
неизменно первая и в категории Рамблер/СМИ.
"Вечерний Новосибирск" пришел вторым.
Благодаря чему вечером 11 ноября - сразу после
объявления результатов - скакнул со своего
привычного 150-го места в рейтинге Рамблер/СМИ аж
на 121-е!!! Этот невероятный успех, вероятно,
объясняется тем, что вечером москвичи дружно
ломанулись смотреть, что это же такое теперь есть
в этом "Вечернем Новосибирске".
А что там есть? "Вечерний Новосибирск",
опубликовавший весной этого года довольно
любопытную заметку
о сетевой журналистике, печатающий заметки
знаменитого одессита Бориса Бурды и бередящие
сердце материалы своих собственных
корреспондентов об отстреле сибирских волков -
не последний проект в Русской Паутине, но и не
первый! Бабий, вероятно, потерял в обстановке
фестиваля чувство реальности, если может
представить "Вечерку" лучшим электронным
СМИ России.
Так вот, заметьте, что успешность проекта меряется Травиным исключительно по аудитории. Большая аудитория - профессиональная команда. Не очень большая - стало быть, и профессионализм пониже. Если бы только один Травин так думал...
Почему-то считается почетным, если отличный актер из Красноярска уезжает работать в столичный театр. Почему-то считается правильным, если красноярский телеведущий переходит на работу, положим. в РТР. То есть он как бы пошел на повышение. Собственно говоря, если такая селекция будет происходить, то ситуация, из-за которой загорелся сыр-бор, никогда не изменится. Почему веб-команда, достигшая высокого уровня, обязательно должна уходить с регионального рынка? Может быть, наоборот, ей стоит задавать на нем тон?
И наоборот. Регионалы обижаются на то, что столица не желает вкладывать деньги в развитие регионального Интернета. Опять-таки, это не свойство зловредных москвичей, а свойство денег: они текут туда, куда им выгодно течь. Пока не станет ясно, что рынок в регионах достоин внимания, никто туда денег не вложит. В том числе и москвичи. Как ни парадоксально, именно тут все зависит от региональных интернетчиков. Вместо того, чтобы цапаться по мелочам друг с другом и меряться пиписьками, стоило бы совместными усилиями строить региональный рынок Интернета. Как это делают, например, новосибирцы.
И, наконец, ситуация (3-3). Серьезная региональная команда пробивается на российский уровень. Собственно говоря, копья, которые ломались на Интернити, ломались как раз вокруг этой ситуации. Вот о ней-то и стоит поговорить, чем мы и займемся в следующий раз. Замечу, однако, что мы не будем рассматривать ошибки самоидентификации (скажем, команда считает себя вышедшей на определенный уровень, а на самом деле это далеко не так. Особенно это касается контент-проектов.). А пока- предлагаю присылать суждения по этому поводу, в следующем выпуске я их проанализирую...
Но, предваряя свои дальнейшие рассуждения, скажу, что идти, видимо, надо по великому китайскому пути, то есть рассчитывать исключительно на свои силы. Никто нам помогать не собирается и денег в нас вкладывать никто не будет. Тем не менее свет в конце тоннеля есть.
Пока региональщики тусовались, москвичи, между прочим, работали. Даже в ресторане.
Фото и слова Алексея Бабия.
Опубликовано: "Сталкер"
© Алексей Бабий 2000