Евангелие от Иоанна

Ключ: ЕВАНИОАН

 

(1,1) Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог.

(1,2) Оно было вначале у Бога

(1,3) Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

(1,4) В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

(1,5) И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его.

МОЁ. Слово – всемирный закон, гармония и все, что угодно в этом роде. Можно даже сказать так: это была Истина. Материя лишь наросла на этой Истине, а без нее не может существовать. Человеку не следует забывать, что тело его – тот самый нарост на Истине, и не следует ему забывать Истину, его породившую. И несмотря ни на что, Истина светит.

(1,14) И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от отца.

МОЁ. Т.е. в (1,14) проводится идея, что, чтобы возвестить истину, слово вошло в человека, т.е. Христа, т.е. за ним признается некое активное начало. Мои представления были противоположными: человек должен входить в слово.

(3,6) Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух.

МОЁ. Истину, которую проповедовал Христос, невозможно познать через разум. К ней нужно быть готовым сердцем, и тогда истины эти усваиваются сами, как будто вспоминаются забытые.

(4,48) Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

МОЁ. Еще одно подтверждение, зачем чудеса. Причем Иисусу это явно не нравилось, но он, похоже, вынужден был это делать, чтобы верили больше. По-видимому, он все-таки имел дар исцеления.

(6,35) Иисус же сказал им: я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в меня не будет жаждать никогда.

МОЁ. К сожалению, эти слова были восприняты буквально и превращены в обряд. Хотя истинная интерпретация очевидна: учение Христа – это пища души, причем необходимая.

(6,65) И сказал: для того-то я и говорил вам, что никто не может придти ко мне, если не будет дано ему от отца моего.

МОЁ. Непонятно, что он имеет в виду. Если то, что кто-то не может воспринять его философию в принципе, то это звучит очень странно, ибо у меня сложилось впечатление, что христианское мировоззрение на то и опирается, что любой человек может прозреть. Если же то, что человек приходит к христианству, когда Отец этого захочет, то это тоже (хотя правдоподобно) не звучит.

О непротивлении. Христос говорит в (7,7), что его мир ненавидит, поскольку он свидетельствует о том, что дела мира злы. Как все-таки это согласуется с заповедью “не судите, да не судимы будете”? Ведь он действительно весьма резко отзывается, скажем, о фарисеях. Не говорит ли это о том, что Христос не полностью выдерживается в духе своей философии?

Но, с другой стороны, как же еще будешь проповедовать идею христианства? Ведь, для того, чтобы сказать, что она хороша, надо сказать, что без нее плохо. Вот он и доказывает. И осуждает.

Более того, он осуждает не отдельные поступки, а целиком мировоззрение, состоящее в разрыве между формой и содержанием религии.

И потом, если слепо следовать принципу “не суди”, то вообще не о чем говорить, поскольку все разговоры – суждения.

Но: пожалуй, я неверно понимал “не суди”: надо понимать как “не осуждай!. Однако и это правило Христос не соблюдает.

(7,18) Говорящий сам от себя ищет славы себе: а кто ищет славы Пославшему его, тот истинен, и нет неправды в нем.

МОЁ. Ты тем более истинен, чем больше заботишься об истине, а не о себе.

Иисус осуждает не поступки, а мотивы. Это очень важно.

(8,31) … если пребудете в слове Моём, то вы истинно мои ученики

(8,32) и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

МОЁ. Вот это он очень важное сказал: что знание истины делает свободным.


© Алексей Бабий 1980