Евангелие от Луки

Ключ ЕВАНЛУКИ

(3,11) Он сказал им в ответ: у кого две одежды, то отдай неимущему, у кого есть пища, делай то же.

МОЁ. Философия Иоанна Крестителя была более проста: отдай неимущему, тогда как Христос говорит о непротивлении: дай тому, кто попросит.

(3,12) Пришли и мытари креститься, и сказали ему: Учитель! Что нам делать?

(3,13) Он отвечал им: не требуйте ничего более определенного вам.

МОЁ. Почему именно мытари? Наиболее простое толкование (3,13) – сбирай дань, но не более. Однако, думается, идея глубже. Речь, пожалуй, идет о том, чтобы довольствоваться необходимым.

(3,17) (Иоанн): Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

МОЁ. Верующий и действующий по воле Божьей человек – пшеница и он не умирает после физической смерти. Тогда как люди, живущие только материально, перестают существовать после смерти.

(4,3) И сказал ему Диавол: если ты сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

(4,4) Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким Словом Божьим. (второзак. 8,3)

МОЁ. Иисус вообще любит отвечать не на те вопросы, которые были поставлены (на первый взгляд). Это смахивает на демагогию, но на самом деле это оттого, что он смотрит на мир в другом измерении, и поэтому реакция его часто неожиданна. В частности, в (4,3-4) он говорит на самом деле о том, что не в чудесах смысл Бога, а в слове, т.е. законах его. Кроме того, он подчеркивает, что человек не должен жить одними материальными заботами, а главное – это духовная жизнь.

(4,6) И сказал ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами, и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее.

(4,8) Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, ему одному служи (Второзак, 6, 13).

МОЁ: Очевидно, думая о смысле жизни, Христос подумал и о власти, о возможности взять ее как можно больше, но пришел к выводу, что это принесло бы больше несчастья (об этом хорошо говорил ГЕГЕЛЬ В “Жизни Христа”)

Здесь следует еще подчеркнуть прекрасные слова Дьявола “ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее”. И о том, что, чтобы добиться власти, нужно поклониться дьяволу. Удивительно, как базировалась церковь на утверждении, что власть – от Бога, если в Евангелии прямо сказано, что она – от Сатаны.

(4,9) И повел Его в Иерусалим, и поставил его на крыле Храма, и сказал ему: если ты сын Божий, бросься отсюда вниз

(4,12) Иисус сказал ему в ответ: Сказано, не искушай Господа Бога Твоего (Второзак, 6, 16)

МОЁ: Идея, видимо, в том, что сомневаться нельзя. Если верить – так на всю катушку. А искушение – есть сомнение в нем. В то же время метод спора с Сатаной несомненно начетнический. Христос сыпет цитатами, а не приводит доводы…

(5, 36) … никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

(5, 37) И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие, а иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут

(5, 38) Но молодое вино должно вливать в мехи новые, тогда сбережется и то и другое.

(5, 39) И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

МОЁ. Нельзя совмещать старую веру с новой, латать старую веру новыми идеями. От этого старая не улучшится, а новая ухудшится. Принимать новую идею, так уж принимать, а не держаться при этом и за старое. Смысл (5, 39): инерция духа.

(6, 25) Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете!

МОЁ. Несколько непонятно. Богатые – ладно, они свое уже получили здесь. А почему бы не смеяться? Это что, всю жизнь рыдать? Мне как-то ближе Кола Брюньон…

(6,26) Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их.

МОЁ. Итак, плохие люди должны говорить плохо о тебе. Значит, ты не их. Так, что ли? А если они тебя хвалят, ты – их. Занятно.

(6,28) Благословите проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

МОЕ. Естественно: у тебя могут быть враги, но ты никому не враг. Отвечая ненавистью на ненависть, ты становишься, как тот, кого ненавидишь. Проклиная, становишься проклинаемым. Отвечая на обиду обидой, сам становишься обижающим. Ведь, если взять поступок, отсекая его прошлое, все выглядит так, что ты – обидчик. Следовательно, противники христианства стоят на том, что возмездие определяется историей, т.е. в прошлом тебя обидели и ты поэтому имеешь право обидеть сейчас. Для противника же твоего все выглядит так, что ты обижаешь его сейчас, и ему нужно ответить тем же (то, что он тебя обидел, он в расчет не берет). Учитывая глубокие временные корни обид, эта цепь будет тянуться бесконечно. Разорвать ее можно только тогда, когда один из врагов не ответит.

И еще один нюанс: обиды умножаются случайно. Кроме того: ведь не обязательно обидеть человека, чтобы он счел тебя своим врагом. Ему может показаться, на тебя могут наговорить, наконец, есть люди, злые на весь белый свет ( в городе, в основном).

Но, в общем, следует заключить так: отвечая ударом на удар, становишься, как ударяющий, а то и хуже. Зачем это тебе, если ты стремишься быть лучше?

(6,29) Ударившему тебя по щеке подставь и другую; а отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

(6, 30) Всякому, просящему у тебя, давай, а от взявшего твое не требуй назад.

(6,31) И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

МОЁ. В разборе Евангелия от Матфея я подвергнул некоторой критике этот пункт. Однако я его поверхностно рассмотрел: я говорил о внешних проявлениях, тогда как речь идет о глубоких вещах. В частности, приведенный мною пример опровергается просто – ты не хочешь, чтоб тебе насажали чужую волю – не насаждай сам.

(6, 32) И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их тоже любят

(6, 34) И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешник то же делает.

(6,35) Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо он благ и к неблагодарным и злым.

МОЁ. Очевидно, отдавая добро за добро, или давая добро в расчете на то же, в первом случае вы поступаете честно (всего лишь), а во втором – своекорыстно. Вообще, это сейчас наиболее распространенная форма взаимоотношений, поскольку многие делают так называемое добро в расчете на то же. Отдавая же добро за добро, многие неискренне, поскольку, если бы им добро не сделали, фиг бы они в этой ситуации делали бы это добро

(6,36) Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.

(6, 37) Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете

(6, 38) Давайте, и дастся вам: мерою доброй, утрясенною, нагнетенного и переполненного отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам

МОЁ. Здесь следует добавить, что, давая, чувствуешь себя богатым; помогая слабому – ты силен, а это приятно. Хотя тут присутствует в большой дозе тщеславие, но это тщеславие хорошее в какой-то степени. А почему чувствуешь - если даешь, значит, есть, что дать. А кто не дает – тому нечего. Самое драгоценное – это время. Отдавая его другим, которые в нем нуждаются (сыну, например), испытываешь наслаждение. И наскребаешь больше времени, чтобы больше можно было отдать.

(6,39) Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?

МОЁ. В таком положении находится, по-моему, наша система образования. Сами учителя не знают, в большинстве, истины, они не верят даже в ту псевдоистину, которую преподают. Если раньше было проще – были попы, которые не верили в истину Христа, но преподавали ее, и она доходила до людей, то сейчас проклинают эту истину, и дают другую, которой не верят сами, а это ученики чувствуют. Таким образом, ни одна из этих вер не достигает слуха учеников, оттого всё так идёт. Скоро мы все упадем в такую яму, что хрена выберемся из нее!

(6, 46) Что вы зовете меня: Господи, Господи! А не делаете того, что я вам говорю?

МОЁ. Прекрасно!!!

(7,47) А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

МОЁ: Как следует это понимать? С одной стороны, понятно: грешник большой проделывает больший путь к истине, и более заслуживает, чем святой, от которого требовалось лишь не оступаться. Однако, как мне кажется, здесь есть нечто большее, объясняющее некую новую сторону христианства. Грешник лучше понимает, что дает миру (и ему) учение Христа. Дети в принципе христиане, но это им ничего не стоит, и они сами этого не понимают. Пройдя же через всяческие огни и трубы, человек начинает ценить то, что некогда имел – любовь к людям. Поэтому, пожалуй, Христос не за христианство бессознательное, не знавшее искушений, а за сознательное, выстраданное на долгом пути к истине.

Во всех Евангелиях повторяется: имеющий уши да слышит!

(8,18) Итак, наблюдайте, как вы слушаете; ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

МОЁ. Имеющий душу получит и после смерти. Довольствующиеся телом со смертью теряют и его. Все эти сказки об исцелениях и воскресениях имеют, однако, один лишь смысл – исцеление и воскресение духа, т.е. это – иносказание, не более того. Рассказы же о утихомиривании волн – тоже иносказание того, что вера мощна и человек верующий могуч. А почему могуч – потому что свободен. А почему свободен? Потому что ему ничего не надо, следовательно, он ни от кого не зависит.

Доказательство предыдущего комментария – (8,55): воскресение девицы (и возвратился дух её; она тотчас встала)

(9,24)…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною

МОЁ. Здесь следует обратить внимание на:

1.Отвергнись себя. Т.е. отказаться от себя как от личности, имеющей притязания, имя, материальные богатства, семью и т.д. Отвергни себя – значит, не выделяй себя из общества, не считай себя исключительным. Ты такой же, как все, следовательно, ты должен применять к себе то же, что применяешь к другим. Ударив кого-то, ты ударяешь себя. А ведь основа всех несправедливостей – то, что обижающий считает себя другим. Бьют людей за то, что они евреи, фашисты, коммунисты, красные, белые, черные, желтые, очкастые и т.д. Отрешившись же от личности, становишься частью целого, а одна часть целого не может обижать другую.

Отвергнись себя – означает, что ты не можешь оправдывать какие-нибудь свои действия тем, что он хуже тебя (он бьет меня, а я его нет, значит он хуже мня. Раз так, я имею право бить его: такая философия приводит к тому, что бивший не поднимается до битого, а битый опускается до бившего. Основной же тезис должен быть: единственный возможный вклад в поднятие морального уровня – подниматься самому. В этом случае он точно поднимается, а в остальных – спорно.

2. Возьми крест свой. Очевидно, отвержение себя дается очень тяжело. В этом иносказание креста – ведь на кресте тогда распинали, и его несли к месту казни т.е. на этом пути ты обрекаешь себя на муки, ты сам несешь крест свой, но тебе заповедано блаженство.

(14, 26) Если кто приходит ко мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником

МОЁ. Сильно сказано! А как насчет “возлюби ближнего своего”? Христос погорячился, высказывая простую вещь, что учение нужно ставить превыше всего, в том числе и родственных уз и жизни как таковой. А если ради учения приходится отречься от родни, то надо отречься. То есть речь идет о приоритетах, и только.

И в (14, 37) то же: кто не претерпел за учение, тот не принял его как следует. Как я, например, больше разглагольствую, А впрочем, не совсем. Когда я оттачивал ангельское терпение на теще, претерпеть мне пришлось дай Бог. Но это, конечно, семечки по сравнению с тюрьмой или костром.

(17,10) Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

МОЁ. Это верная мысль: у нас почему-то хорошие поступки воспринимаются как отклонение, и делающий их часто сам начинает воспринимать себя как нечто выдающееся, в то время как это – необходимое и естественное поведение.

(17,20_ Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

(17, 21) и не скажут: вот, оно здесь, или вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри нас есть.

МОЁ. Вот оно – самое главное. Все теории счастья – от утопий до марксизма построены на создании внешних условий, т.е. они предполагают, что для счастья нужна какая-то экономическая база, условия обитания, что ли (марксизм прямо нацелен на расширение материальных благ). Однако счастье, т.е. Царствие Божие, м.б. создано в результате отношения человека к миру. Если все прочие теории стремятся сделать всех людей хорошими, чтобы человек жил среди хороших людей, то христианство говорит: а они и есть хорошие, только многие заблуждаются, и их нужно жалеть. Если все теории пытаются создать свободу, т.е. независимость человека, расширением его прав (причем фактически это обычно выливается в ограничение прав, поскольку оправдывается беззастенчивое использование власти, ограждающей якобы эти права), то христианство утверждает, что существует система ценностей, при которой человек свободен в любом обществе. Что значит свободен? Что никто не может заставить его поступать не так, как он считает нужным. Запугать истинного христианина невозможно, т.к. тело ему безразлично, а дух его вверен Богу, в которого он верит больше, чем в угнетателей.

Итак, если материалистические теории отодвигают счастье неизвестно куда (поскольку среда еще не создана) и деморализует человека (поскольку он желает, чтобы ему была создана среда, в которой он был бы счастлив), то христианство позволяет человеку стать счастливым, отталкиваясь только от самого себя, т.е. творя своё счастье независимо от среды, в которой он находится. Таким образом, оправдание своих плохих поступков (я был вынужден ради… я из двух зол выбрал меньшее… если бы я так не сделал, то было бы хуже для того-то..) такие оправдание не могут быть действительны.

Следовательно, христианство позволяет человеку взглянуть на себя и оценить себя очень точно – способен ли он подняться до необходимых высот, или же прикрывается окружающими условиями. Тут уместно вспомнить повторяемое во всех Евангелиях изречение Христа: тот, кто может вместить, тот вмещает. То есть вопрос еще, может ли человек вместить в себя учение Христа. Многие не могут, посуда не та…

Кроме всего прочего, христианство тяжело тем, что легко (более менее) бороться с внешними условиями, а вот бороться с самим собой – ого-го! Ведь борьба с внешними условиями в деле нравственном означает борьбу с другими людьми, т.е. определяется, что некая группа людей не так нравственна - и давай с ними бороться. Руби им головы, прорабатывай на собраниях, ссылай их туда-сюда. Это легко и приятно. А находить в себе всякие грехи, и каяться, и исправляться – это трудно и неприятно. Поэтому публика предпочитает бороться с условиями, а не с собою.


© Алексей Бабий 1980