Блог 2013

Июль

2 июля 2013
Чубайса к ответу!

Целый час писал пост об установке памятника жертвам политических репрессий в Пасечном (а заодно и о самом Пасечном, а заодно о себе любимом). С видео, с фото и с искрометными абзацами. Погас свет - и всё как корова слизнула. А раньше ЖЖ вроде бы сохранял копию поста раз в минуту, что ли (да и сейчас сохраняет) . Ну, короче, опять пошёл спать, узнаете это всё в лучшем случае завтра, если завтра найду час времени и вдохновение (ах, какие фразы ушли в небытие...). А ещё ведь надо про Одессу и Привоз...

Впрочем, "официальный" репортаж есть тут. Но то официальный....

3 июля 2013
На краю края земли (с)

Наученный горьким опытом, разобью вчерашний обрушившийся пост на несколько. Да и читать будет проще - а то бы редкая птица долетела до середины того поста.

29 июня мне, кровь из носа, надо было оказаться в деревне Пасечное Тюхтетского района. Потому что там открывали памятник жертвам политических репрессий. Событие в наших краях очень редкое, хорошо, если раз в год такое происходит. Поэтому я сократил одесскую поездку до минимума. Конференция, в принципе, закончилась 27-го, но можно было пожить ещё недельку в Одессе (проживание плюс питание - по нашим деньгам 750 рублей в день, море в пяти минутах...эх!). Но 28 утром я уже приземлился в Емельяново.

Первоначальный план был такой: прямо из аэропорта на какой-нибудь автобус до Ачинска, оттуда до Боготола (а если повезёт, то и до Тюхтета), а уж оттуда вечером 28-го, на худой конец - утром 29-го - в Пасечное.

План был провальный. Потому что автобус из Тюхтета в Пасечное ходит два раза в неделю, в пятницу и понедельник. Как раз 28-го он шёл в 15.30, но не факт, что за шесть часов с момента посадки я бы успел на него попасть. На машине-то там максимум часа четыре, а на перекладных..

А другой возможности попасть в Пасечное практически нет, и сейчас станет понятно - почему. 120 километров от Тюхтета до Пасечного - это разбитая грунтовка, которая после малейшего дождя превращается в слаломную трассу: машина скользит по ней то влево, то вправо, скребя днищем по каким-то комкам, то разворачиваясь поперёк дороги, то норовя унырнуть в ... хотел сказать кювет, но нет нам никаких кюветов, просто болото слева и справа. На внедорожниках по этой дороге ещё рискуют ездить в одиночку, на других же машинах, даже 4WD - только по две-три машины. Кстати, одного бедолагу, поехавшего в одиночку, мы встретили сидящим наполовину в болоте - и вытащить не смогли бы, если бы не проезжавшая навстречу "Нива". К слову сказать, сотовой связи в тех краях нет в принципе. Это я к тому, что по этой дороге без большой надобности народ не ездит. Мы, кстати, кроме попутного страдальца в болоте и встречной "Нивы", за четыре с лишним часа пути не встретили никого.

Очень слабое представление о дороге можно получить из этого видео. Это ещё более-менее нормальный кусок дороги - например, не запечатлены моменты, когда нас поворачивало перпендикулярно колее.

А ехал я с группой, добиравшейся из Красноярска в Пасечное на открытие памятника. Нашлось-таки место в машине. Хотя первоначально с этим были проблемы.

Пасечное образовалось так: в июне 1933 года сюда высадили этап раскулаченных из Мордовии. Володя Биргер описывает это так: "Другой ссыльный эшелон был отправлен в мае 1933 года из восточных районов Мордовии. Этот состав выгрузили в Томске. Ссыльных повезли на баржах вниз по Оби и затем вверх по Чулыму. Их высадили на гарь у р. Чиндат, недалеко от Чулыма (в Бирилюсском, ныне Тюхтетском районе). Так на этой гари появился посёлок Пасечное (ниже Сопки)."

Так в Сибири появился мордовский посёлок. Первую зиму пережили в землянках. К лету следующего, 1934, года от тысячи двухсот человек в живых осталось шестьсот человек. Их и согнали в том же 1934 году в колхоз - не хотели "по-хорошему" в Мордовии - получите "по-плохому" в Сибири.

Пасечное входило в состав знаменитой Усть-Чульской комендатуры СибУЛОНа (Сибирское управление лагерей особого назначения). Я очень часто встречал это название, особенно при подготовке одиннадцатого, "кулацкого" тома. "Направлен в Усть-Чульскую комендатуру", "бежал из Усть-Чульской комендатуры", "выслали в Чульскую гарь"... Оказывается это было именно тут. Посёлка Усть-Чульского уже нет. Точнее, деревня Усть-Чульское есть, по дороге в Пасечное, но это не то Усть-Чульское, это на самом деле бывшая деревня Караси, которую основали в начале века столыпинские переселенцы из Белоруссии по фамилии Карась. А когда посёлок Усть-Чулький закрыли, Караси зачем-то переименовали в Усть-Чульское. Кстати, благодаря Карасям Пасечное получило своё имя: недалеко от того места, где высадили спецпоселенцев, Караси держали пасеку. А на месте будущего Пасечного была тогда сплошная тайга. Раскулаченные раскорчевали тайгу, построили дома. Для посевов земля не слишком годилась, построили колхозную ферму. Хотя, честно говоря, я до сих пор не понимаю, что они делали с этим молоком. Дороги до Тюхтета тогда не было, даже такой как сейчас (а на этой дороге молоко при перевозке превратилось бы в масло), вывозить молоко по Чулыму? а смысл? а куда - кругом тайга? Однако при социализме на такие мелочи внимания не обращали, а при капитализме ферма в момент прекратила своё существование, и всё население Пасечного, оставшееся после предыдущих пертубаций (укрупнения-разукрупнения и т.п.) осталось без работы. Все сто сорок восемь человек, кроме нескольких бюджетников, положенных по штату (завклубом, фельдшер, учительница начальных классов). Остальные много лет живут на то, что собирают и продают ягоды, грибы, черемшу, ловят и опять-таки продают рыбу (в этом промысле им сильно испортили конъюнктуру ачинские заводы, стоящие выше по течению Чулыма).

Как я уже говорил, сотовой связи в Пасечном нет. Но сотовые телефоны - есть, я один видел. Местные умельцы закачивают в них фильмы и смотрят. Хотя интернета в Пасечном, конечно же, тоже нет - закачивают, когда выбираются в Тюхтет или ещё дальше. Дороги от Пасечного дальше - нет. Разве что доплыть по Чиндату до Чулыма (7 км) - и дальше водным путём.

Вот такое место. На краю края... Хотя есть, конечно, места и позаброшеннее, но и это - впечатляет.

В следующем посте расскажу про памятник, но не сейчас. Сейчас - спать...

6 июля 2013
Енисейск

Экспедиция началась. Точнее, началась вчера, а сегодня первые интервью.

6 июля 2013
Россия. 21 век

6 июля 2013
Культур-мультур

Услышал на автовокзале:
-Ты чего, блядь, материшься? Ёбана в рот - тут же дети!

7 июля 2013
Вильчинские

Редкий случай для экспедиции: я рассказал интервьюируемой о её семье больше, чем она мне рассказала.

В общем, вот её отец:

ВИЛЬЧИНСКИЙ Александр Иосифович. Род. в 1882 в д. Редковщино Ветринской вол. Витебской губ. Поляк. 25.05.1929 арестован в д. Каменье Ветринского р-на Полоцкого округа (ныне Витебской обл.). 19.06.1929 осужден на 3 года ссылки в с. Кемское Казачинского р-на КК за шпионаж. 16.04.1992 реабилитирован военной прокуратурой Белоруссии. Вместе с ним в Кемское поехали жена Мария Антоновна, 1902 г.р., и дочь Виктория, 1927 г.р. В ссылке родились Бронислава, 1932 г.р., Ремуальда, 1936 г.р. Разнорабочий в совхозе. 02.03.1938 арестован по ст. 58-2, 19-58-8, 58-10, 11 УК. 16.01.1939 УНКВД КК, из-под стражи освобожден. . Реабилитирован 18.12.1995 прокуратурой КК. (П-9878)..

Случай нечастый - ссылка на три года за якобы шпионаж. Но и времена "вегетарианские" - 1929 год. Семья поехала за ним. В Сибири им неожиданно понравилось. Приехавшим погостить братьям - тоже. Так что и он после окончания ссылки не стал возвращаться, и братья перебрались.

А в 1937-38, скорее всего, в рамках "польской операции", всех братьев забрали. Александру повезло - ему, судя по составу статей, похоже, "шили".крупное дело с разветвлённой организацией, и "дошить" не успели: наступила "бериевская оттепель" и его выпустили. А братьев расстреляли (но их судьбе в семье не знали)

ВИЛЬЧИНСКИЙ Владислав (Владимир) Иосифович. Род. в 1902 в Витебской губ. Русский. Проживал на пристани Шепелово Казачинского р-на КК. Рабочий Казачинской нефтебазы. Арестован 05.03.1938. Обвинение в АСД. Приговорен 17.05.1938 Комиссией НКВД и прокурором СССР к ВМН. Расстрелян 08.09.1938 в г. Енисейске. Реабилитирован 13.02.1959 ВТ по СИБВО. (П-10482)

ВИЛЬЧИНСКИЙ Станислав Иосифович. Род. в 1909 в Витебской губ. Поляк. Проживал на станции Ужур КЖД. Ст. бухгалтер материального склада станции. Арестован 17.12.1937. Обвинение в АСА. Приговорен 02.02.1938 Комиссией НКВД и прокурором СССР к ВМН. Расстрелян 22.01.1938 в г. Ачинске. Реабилитирован СК ВС РСФСР. (П-11719).

Удивительно, что у братьев нет статьи "шпионаж" - это первое, что должно было придти следователю в голову: вот, поляк, перебрался зачем-то в Сибирь - явный полький шпион. Но Владислав вообще записан как русский (впрочем, и не такие неточности бывали энкаведешных документах).

И осталась ещё загадка:
.
ВИЛЬЧИНСКИЙ Алексей Иосифович. Род. в 1910 в с. Полевая Лосевка Винницкой обл.. Украинец. Ссыльный в Игарке с 1930. Образование начальное. Электромонтер в горкомхозе. Арестован 31.03.1938. Обвинение в КРО. Осужден 14.04.1938 тройкой УНКВД КК к ВМН. Расстрелян 07.05.1938 в г. Игарке. Реабилитирован 01.07.1968 Красноярским крайсудом. (П-14595)

Только отчество говорит о том, что это может быть третий брат Александра. Остальное противоречит. Ну, украинец -ладно, но место рождения совем другое. Однако в семье, действительно, был брат Алексей, и он, действительно, пропал, и о его судьбе ничего не было известно..Вот теперь сиди и гадай - он или не он.. Был бы доступ к документам - можно было бы выяснить. Но его нет...

9 июля 2013
Свет мой, Nokia, скажи...

Внезапно вспомнилась сцена в автобусе Красноярск-Енисейск. Вижу - девушка в соседнем ряду, прихорашивается, глядя в смартфон. Оказывается, она включила камеру - и смартфон стал зеркальцем. Интересно, исчезнет ли в результате прогресса зеркальце из женских сумочек?

10 июля 2013
Потому что потому что

Надо бы про экспедицию написать, но некогда. Потому что экспедиция.
Ещё пару интервью расшифровать, полвторого ночи. Увы...
А было много интересного.
Напишу ещё. Про экспедицию, про Одессу, про памятник в Пасечном, про королей, про капусту, и.. и... что ещё там? В общем, про это тоже.

10 июля 2013
Печать НКВД.

Вчера Татьяна Вячеславовна Игнатьева из Енисейского краеведческого музея провела экскурсию о политических репрессиях в Енисейске. Я думал, меня уже ничем удивить невозможно, однако она удивила. Оказывается, в стене Спасского монастыря, мимо которого чуть ли не каждый день мы топаем к очередному респонденту, есть вот такая прелестная штучка. Обнаружил её о.Геннадий Фаст. Ну, или, во всяком случае, первым предал гласности.

Если кого-нибудь занесёт в Енисейск, то вот как её найти:

Оказывается, в тридцатых монастырь использовался в качестве тюрьмы: тюрьма всех не вмещала. Говорят, что и расстрелы тут тоже проводились. Во всяком случае, при реставрации, уже в наше время, там и в подвалах останки находили, но не очень много. Основное место было не тут, но об этом -следующий пост.

10 июля 2013
Я к вам травою прорасту

В конце 1937 года во всех средних и крупных городах встала одна и та же проблема. Если до этого расстрелянных можно было потихоньку хоронить на городских кладбищах. Теперь надо было искать для этого специальные места - трупов было слишком много (В Красноярском крае нередко за день (точнее, за одну ночь) расстреливали до 300 человек.)

В Енисейске такое место открылось в 1975 году, при строительстве подстанции. Подробнее об этом тут, но для ленивых воспроизведу ключевой для этго поста абзац: " Руководитель стройки распорядился закопать останки в близлежащем болоте – и их начали закапывать. Об этом случайно, от старушки, пришедшей из какой-то деревни в надежде отыскать своего расстрелянного мужа, узнал Ахат Кузеевич Ахметов – но сделать ничего не мог: руководитель стройки твердил: «Не твое дело!». Ахметов обратился к Захару Моисеевичу Фиреру, руководителю коммунального хозяйства города. И тот взял на себя фантастическую по тем временам ответственность, организовав перезахоронение части останков на городском кладбище (иначе поступить он не смог бы – его отец тоже был расстрелян в 1938 году). Остальные, увы, остались лежать в болоте, и сейчас на этом месте – огороды."

На братской могиле на кладбище теперь установлен памятник, вот такой:

А вот об оставшихся в болоте Татьяна Вячеславовна Игнатьва рассказала сегодня удивительную историю Вообще-то на болоте ничего кроме тальника не растёт, но в одном месте вырос "куст" березок. Скорее всего, это то самое место, куда сгрузили остаки: грузили их экскаватором, вместе с землей, место захоронения было на взгорочке и берёзы там росли..

Разумеется, я тут же понёсся к подстанции (это в районе ДРСУ), чтобы эти берёзк снять. Но увы, не нашёл. излазил болото в сандалетах, промочил ноги, а потом мошка, которая на болоте стократ злее той, что в городе (хотя и в городе от нёё прохода нет) выгнала меня из болота обратно. И вовремя - только я приехал в центр, ливанул такой ливень, что, встреть я его на болоте, не зна, было бы кому писать эти строки.

Ниже - краткий фотоотчёт.


Закапывали в 1937 году где-то тут


Березовая рощица где-то примерно там. Или там

10 июля 2013
Блинушову на зависть - и с ДР!

Свежевыловленный тугунок с томским пивом. ANDY_HRO_ORG, будь здоров! Это я за тебя съел и выпил!

11 июля 2013
Печать НКВД -2

Что-то меня смущало во вчерашнем посте про НКВД. Сегодня понял - аббревиатура незнакомая. ГУГСК. Не встречал никогда ни в одном документе по карательной политике.

Покопался в интернете. Оказывается, ГУГСК НКВД - это Главное Управление геодезической съёмки и картографии, которое входило в состав НКВД. То есть, это просто геодезический знак, не имеющий отношения к карательной политике. Что, конечно, не отменяет факта содержания арестованных в монастыре (это довольно обычная практика) и даже, возможно, расстрелов.. Но никак с ними не связано. Такие дела

12 июля 2013
А теперь, внимание - вопрос! (с)

Прошу тех, кто ЗНАЕТ - пока помолчать. Интересны ГИПОТЕЗЫ тех, кто НЕ ЗНАЕТ.

Итак. На входе в парк около Дома культуры имеется такое сооружение

Оно же - с другой стороны:

А с другой стороны парка - вертушка

Вертушек в городе много. Вот у мемориала Победы:

А вот у здания районной администрации:

Вопрос: зачем это всё?

и - ещё раз: Прошу тех, кто ЗНАЕТ - пока помолчать. Интересны ГИПОТЕЗЫ тех, кто НЕ ЗНАЕТ.

12 июля 2013
Они устали

12 июля 2013
Лола 1254

12 июля 2013
Сталинский ампир

Это где-нибудь в Москве строили в сталинские времена помпезные дома с вычурными балконами, колоннами и т.п. А простому народу где-нибудь в Подтёсово доставались дома без затей - что-нибудь такое, как слева на фотографии. И это еще неплохой восьмиквартирный дом - раньше на этом месте вообще стояли бараки для спецпоселенцев, которых пригнали работать на енисейском лесозаводе. .

Дом слева строго функционален. Это место для того чтобы иметь крышу над головой, не более того.

А вот дом справа - уже с архитектурными излишествами: какие-то, видишь ли, крытые балконы, какие-то, понимаешь, выступы и впадины. Как-то раньше я таких домов не видел, хотя полазил по сибирской глубинке немало. А тут на улице Куйбышева увидел даже несколько таких.

Да, и кстати. Во всякие развалюхи, на фоне которых эти дома смотрятся дворцами, сейчас ставят евроокна. смотрятся они, конечно, как яркий макияж на столетней старухе, зато тепло.

14 июля 2013
Перемена участи

Проснулся дома - и не сразу сообразил, куда идти в туалет. Последние три месяца прошли в сплошных командировках, и это заведение всегда было в другом месте, а иногда и вовсе на улице. Москва, Шушенское-Ермаковское, Ачинск, ещё раз Ачинск, Питер, ещё раз Москва, Одесса, ещё раз Москва, Тюхтет (Пасечное), Енисейск.

Раньше любая поездка была переменой участи (по Достоевскому). Вырваться из жёсткого ежедневного ритма, из двухсотпроцентной загрузки. Хоть куда. Но переменить участь - даже зная, что все дела, накопившиеся за время поездки, навалятся после неё.

Теперь, когда поездка стала нормой, а пребывание дома - исключением, хочется переменить участь и пожить в жёстком и ежедневном, но ритме. Что бы ни случилось, с утра - работа в архиве, с восьми вечера до сна - работа над мемориальским сайтом, в промежутке - разгребание почты, простой и электронной, и оцифровка архива. И так - неделю за неделей.

Человеку всегда свойственно хотеть того, чего у него сейчас нет. Получив это, он тут же начинает хотеть чего-нибудь другого, нередко того самого, от чего только что бежал. В засуху мечтают о дожде, во время дождей - о засухе, летом - о зиме, зимой - лете.

Я когда-то, в школе ещё, написал об этом:

"Не это его манит. Он любит поезда. Нет, не подумайте, что он из тех романтиков, которым всё хочется уехать куда глаза глядят, за туманом и за запахом тайги. И тумана, и запаха тайги кругом - ешь не хочу. Нет. Главное - в ощущении тревоги, ожидания, дрожи, когда вдруг, неожиданно, но долгожданно, ворвётся в суету голос дикторши - сейчас свершится!
И вот из темноты вырывается длинный косой луч, растёт гул, неотвратимо надвигается тяжёлая, маслянисто блестящая туша электровоза, а машинист взирает с высоты своего положения на суматоху, поднявшуюся внизу, и чувствуешь: вот оно! Пришло в мир бесцельный и суетящийся нечто огромное, уверенное и целеустремленное.
"

Это было написано в те самые времена, когда толпы романтиков ехали из столиц в тайгу. А те, кто жили в тайге, как я, в это же время мечтали из неё вырваться.

К чему я это написал? А чёрт его знает. Через неделю опять в Ачинск. И это будет не перемена участи, а участь как таковая.

15 июля 2013
Фото из экспедиции

Выложил небольшой фоторепортажик о прошедшей экспедиции. Буду всю неделю выкладывать собранные интервью, по мере обработки. Там ещё много есть чего проверять, увязывать с книгами памяти, обрабатывать фотографии и т.п. В экспедиции этим заниматься было некогда.
Но уже видно, что поработали неплохо. Очень даже неплохо.

16 июля 2013
Собирать камни

Выложил "Воспоминания Токаревой (Разуваевой) Алдоны Брониславовны о себе и своей семье"  Замечательная работа. Много лет женщина собирала историю своей семьи, ездила по стране, работала в архивах. Предупреждаю сразу - букв ОЧЕНЬ много, как и прекрасных фотографий.

Мы познакомились с Алдоной Брониславовной в красноярском архиве, где я как раз готовил книгу об абанских "кулаках". Выяснилось, что в её семье чуть ли не десяток репрессированных, начиная с отца, ссыльного литовца. Я обогатился множеством фотографий, Алдона - несколькими томами книги памяти, в которых упоминаются её родственники.

К слову сказать, в архиве в основном сидят именно люди, собирающие историю своей семьи. Ну, забегает ещё пара историков, ближе к сессии появились студенты - но весь зал заполнен именно этими людьми. Я считаю это очень важным: в сталинские времена общество ( и семью в том числе) дробили на самые мелкие атомы: детей заставляли отрекаться от родителей, жён посылали в лагерь за мнимые преступления мужей, дети попадали в детдома. В многих семьях не только уничтожили фотографии репрессированных родственников, но и не упоминали о них никогда. Я писал уже об этом в "Частном детективе": "Кому отмечать ИХ дни рождения, думал я. Если мы не знаем ничего. Если ИХ стерли с лица земли, не оставив ни надгробья, ни писем, ни вещей: фотографии и те сожжены родственниками, осталось случайно штуки три. ИХ стерли, а мы тем временем пьем за него.". И вот эти пожилые (в основном) люди, которые бережно собирают свою семью из атомов, из лагерной пыли, - снова в семью - они, может быть, делают для "десталинизации" не меньше нас, мемориальцев. Хотя сами об этом не подозревают.

17 июля 2013
Минус оферта

Получил сегодня предложение: две недели на небольшом пассажирском судне до Дудинки и обратно. По дороге прочитать несколько лекций о политических репрессиях в Красноярском крае для пассажиров - кажется, штуки четыре всего.

На халяву. Или даже за небольшую зарплату.

Отказался. И накатался уже за последние три месяца по самое не могу, и ачинские кулаки заждались. А потом - две недели плавать, это рехнуться можно. Там ведь по обоим бортам одно и то же, ещё какой-то римлянин заметил, не помню как зовут. Енисей разливается до самого горизонта, и там и там полоска берега вдали. И всё, и весь пейзаж.

Хотя, побывать в Туруханске, Игарке и Дудинке не помешало бы.

18 июля 2013
Производственный спам

В "Заполярной правде" встретилось объявление о встрече с Сергеем Щегловым-Норильским.

Ни слова о том, что он, вообще-то в Норильлаге - сидел, а не просто работал. И вообще, кстати, давно уже в ЗП о Норильлаге ни слова. Хотя раньше там было много интересного. Отпишусь, однако - теперь это просто производственный спам, а не общественная газета.

"В четверг, 18 июля, в 18.00 в Музее истории освоения и развития НПР на Ленинском, 14, состоится встреча с Сергеем Львовичем Щегловым. С 1942 года он работал на Норильском горно–металлургическом комбинате, принимал участие в исследовательских работах по изучению и применению оксиликвитов — взрывчатых веществ, возглавлял кислородное производство комбината. Однако норильчане запомнили его как руководителя литературного объединения при газете «Заполярная правда», которое он возглавлял в 1950–е годы. В 1959 г. Щеглов был принят в Союз журналистов СССР. Журналистским псевдонимом он выбрал дорогое его сердцу определение — Норильский. Уехал Щеглов–Норильский из нашего города в 1961 году, а с 1963–го работает корреспондентом в Туле. Несмотря на солидный возраст, он и сейчас продолжает писать об истории Норильска и знаменитых норильчанах. Им подготовлены к публикации книги о Н. М. Федоровском и Н. Н. Урванцеве."

18 июля 2013
Вы просто колода карт!

Актуально. Как и в 1977...
http://video.yandex.ru/users/c1970c/view/214/#

20 июля 2013
Одесса - не просто город

20 июля 2013
Таки да!

 20 июля 2013
Жив курилка!

20 июля 2013
Привоз

20 июля 2013
Одесса: жилища для братьев меньших

20 июля 2013
Жовто-блакитные телефоны.

Их в Одессе на удивление много. А я думал, что уличный телефон уже умер как жанр.

20 июля 2013
Экскурсия по-одесски

Знаменитый плоский дом для плоских жителей

и рассказ экскурсовода

А вот, до кучи - Дерибасовская

И одесский дворик

20 июля 2013
Одесса. Конференция

Идея конференции "Человек в тоталитарном обществе: рефлексии ХХI века" мне очень понравилась. С одной стороны, обычная вузовская конференция, в которой международность обеспечивается участниками из России типа меня. С другой стороны, вместо скучных секционных заседаний - круглые столы, штук по пять в день, самых разных. И состав участников неожиданный - собственно историки, психологи, работники госархивов, философы, практики типа меня и т.п. В результате, обсуждение было нередко неожиданным, потому что проблема высвечивалась с неожиданной стороны.

Хотя некоторые доклады были уж очень неожиданными, например:

Мне сразу вспомнилось любимое от любимого Генри Д. Торо: он (Торо) заказывает костюм, но портной говорит, что такое сейчас никто не носит. И Торо погружен в раздумье, чтобы уяснить, кто этот Никто и почему он так авторитетен в вопросе, столь близко его касающемся. И хочется сказать: да, действительно, до сих пор никто не носил, но сейчас начали.

Хотелось поговорить с этой девушкой "за Торо", но, увы, этот доклад был только стендовым. Но зато поговорил "за Торо" с одним философом. Оказывается, Торо среди философов практически не знают. Более того, не знают его роль в освобождении индийцев от англичан, которое случилось уже сильно после его смерти. А дело было так: именно Торо разработал идею ненасильственного сопротивления, у него и статья соответствующая есть, где он эти технологии разбирает. Лев Толстой был от Торо без ума, перевёл его работы на русский язык. И, когда молодой Ганди приехал к Толстому за советом, как бороться за освобождение Индии, Толстой дал ему труды Торо и сказал: вот так. Ганди поехал обратно в ЮАР, где тогда жил, переварил аглосаксонские идеи Торо в индийскую сатьяграху... ну а дальше вы всё без меня знаете. К слову сказать, я считаю, что только сатьяграха, если она возможна в России вообще, может помочь и нам. В истории с посадкой Навального самое ценное для меня было то, что вот это стояние около Манежки было очень близко к Сатьяграхе. Если, конечно, опять не влезут политики и не испортят всё в очередной раз.

Примерно половина докладов была на украинском языке, что для меня практически не составляло проблемы, поскольку первые лет пять жизни я слышал примерно вот это: "Хведер! Хай дытына..." ну и далее то, чем дитю надо разрешить потешиться. Стоит побыть день в украинской среде, все слова возникаеют неизвестно откуда. Хотя "западенцев" я понимал примерно на четверть - они говорили как-то уж очень быстро, мой процессор не успевал переварить.

С организатором конференции, Лидией Всеволодовной Ковальчук, мы знакомы больше десяти лет, с проекта "Возвращённые имена". Замечательный был проект, мы на нём работали самоотверженно, и именно Лидия Всеволодовна всегда "дожимала" проработку до последней запятой. Эти несколько лет были одними из лучших в моей жизни, и результат такой, за который не стыдно.

А кстати, именно Лидия Всеволодовна подсадила меня на "Оболонь". Во время моего фантастического турне в рамках проекта, когда я за две недели объехал всю Восточную Сибирь с Дальним Востоком (кстати, для 2001 года онлайн-репортаж был новинкой):

так вот, во время этого фантастического турне сильно я хвалил камчатское пиво. На очередной семинар неутомимая Ковальчук привезла десятка два бутылок с украинским пивом (представьте себе вес, который довелось тащить хрупкой женщине). Пиво было превосходное, - и "Черниговское", и ещё какое-то, но я запал на "Оболонь", с неожиданным для пива яблочным привкусом. Оно попадалось мне потом на Колыме, у чёрта на рогах, где до ближайшего посёлка километров двести. Оно появилось было и в Красноярске, но исчезло после "оранжевой революции" (мы вражеское пиво не продаём, говорили мне хмурые продавцы), сильно потом появилось снова, но только в одном магазине на Сурикова. Бывает в Красноярске и разливное, но из-за дороговизны его берут мало, оно прокисает и потому там уже не яблочный привкус, а какие-то позапрошлонедельные щи.

Начал с философии, закончил пивом. Это закономерно, поскольку одно без другого не ходит. На том рассказ об Одессе заканчиваю, а всё остальное, в том числе короли и капуста - будет когда-нибудь, когда выкрою ещё полчаса времени. А сей час надо готовиться к Ачинску.

22 июля 2013
Ачинск forever

Как и ожидалось - на улице жарища, в архиве - прохладненько. Ачинские лишенцы встретили меня с воодушевлением, я тоже. Не поверите - вчера вечером не мог уснуть, ждал. Я по ним очень соскучился. Начну потихоньку выкладывать сегодняшний улов.

22 июля 2013
Я дал 5 коп. на ликбез

Архив г.Ачинска. Ф.310 оп. 1-С. ед.хр.303, л4об)

22 июля 2013
Самое интересное в конце

Справка

Дана отделом снабжения Крутоярского з/совхоза Д<…>Дмитрию Андреевичу в следующем, он, Д <…> Д.А., в короткий срок сделал пристройку к мельнице з/совхоза и оборудовал гречневую крупорушку, все двигающиеся части точно согласованы к трактору «Кейсу» ход крупорушки лёгкий, плавный и без шума крупа удовлетворительная, среднего качества (первокачественную крупу сделать не было возмож6ности без полного комплекта ситов). Гр. Д<…> на оборудованной крупорушке работал два м-ца машина была всегда исправна, во время работы небыло простоев и поломок уволен с работы как кулак.

– Зав.Снаба (подпись М.П.)

6.1-1933
(Архив г.Ачинска. Ф.310 оп. 1-С. ед.хр.266 л4)

23 июля 2013
Бесплодная смоковница

"В президиум Ачинского горсовета
гр-на г. Ачинска- по профессии – счетовода в настоящем и бывшего служителя культа в прошлом – Р<…> Григория Иннокентьевича

Заявление

Хочется, - будучи бесплодной смоковницей (в социалистическом строительстве) на закате дней своих, послужить Новой России, хотя-бы подтопкой из той смоковницы. Таковы заключительные слова отречения моего от сана протоиерея. Верный данному в отречении обязательству – в продолжении 3-х лет служил делу воплощения в жизнь идей Ленинизма. Отрешившись от сана, -порвав связь с церковью, открыто заявил о том верующей массе – питавшей в то время доверие ко мне, - как порядочному священнику.

<…>Лишившись по независящим от меня причинам работы (место счетовода при столовой Ачинск II) безуспешно пытался получить таковую в предприятия г. Ачинска и его окрестностей – как по должности счетовода, так и в качестве чернорабочего, возчика, грузчика, конюха, кучера, водовоза, сторожа и т.п. Везде – куда ни обращался, получал устные или письменные отказы – по мотивам: «принять на работу нельзя в виду того, что гр. Р<…> лишен избирательных прав , - как бывший протоиерей (резолюция по заявлению зав. Отд. При Лесхимсоюзе). Обидные, незаслуженные оскорбительные реплики: «присасывающийся к советскому аппарату чуждый элемент», «поп – ему место в концлагерях, а он по учреждениям шляется», или при даче ответа на вопрос «где работал» - счетоводом в транспортной столовой – замечание «ишь, губа-то не дура - служить где повкуснее поесть – нам таких не надо».

<…>Убедительно прошу Горсовет принять к рассмотрению мои документы, дать заключение – в части допустимости возстановления меня в правах гражданства и о последующем не отказать уведомить меня, а пока оказать содействие в даче работы хотя бы на правах равных с лицами заключёнными и отбывающими принудительные работы. Лично я обращался в СибУЛОН в совхоз №1 ИТУ с просьбой о принятии на работу и получил отказ по мотивам: «нет статьи - принять не можем».
<…>

1933 г 29 июля"Архив г.Ачинска. Ф.310 оп. 1-С. ед.хр. 654, л 5

Он мало того, что от сана отрёкся публично - добился, чтобы церковь отдали под клуб. Советская власть его усилия не оценила - избирательные права ему так и не вернули, а в 1937 году его и вовсе расстреляли. А другие стояли на своём до конца -и стали новомучениками...

23 июля 2013
Томский оперсектор ОГПУ

Как-то не попадались раньше письма из этой конторы. А тут попалось. По дизайну даже с некоторым изыском - и с грубой ошибкой на самом видном месте. Даже интересно стало, как быстро они ошибку обнаружили и что с автором логотипа сделали. Если обнаружили вообще - грамотеи в ОГПУ были ещё те.

24 июля 2013
Политическая физиономия города и деревни

Сегодня было не до собирания в блог. Ударным трудом обработал больше сотни дел - и завтра, похоже, фонд Ачинского горисполкома закончу. Без малого тысяча дел - за неполные три недели, точнее, за 14 рабочих дней. Очень даже воодушевляет - семьсот абанских дел я мучил три месяца. Хотя, дела городских лишенцев намного тоньше, часто один-два листочка. А на селе - куча экономических бумаг, по динамике хозяйства и налогам, обращений, писем одобрения. Да, кстати: если в абанских (сельских) делах я встретил всего два доноса, и то анонимных - в городе они идут десятками. Как правило, кто-то стучит в избирательную комиссию, что не мешало бы кое-кого прав лишить, комиссия начинает проверку - и, действительно, лишает. А вот групповых "писем одобрения" в защиту лишенцев, которых я в абанских, "деревенских" делах видел сотни, чуть ли не в каждом деле - тут почти не было. А если и были - то от конкретных людей иорганизаций, а не от "общества". Ну, а пока - несколько мелких цитат, которые привлекли моё внимание:

"За политическую физиономию Р<…> принимаю на себя полную ответственность."

Адрес в справке: «землянки напротив китайских огородов»
«срок высылки мне не известен, так как мне было сказано "согласно моего поведения"»

«адмссылка из Москвы на 3года за продажу одного кротового пальто заграничного образца»

24 июля 2013
Узнаю стили

И, кстати к предыдущему посту: если сельские документы своим языком отчетливо ассоциировались с Платоновым, то городские - с Зощенко.Иногда кажется, что прямо он эти заявления писал.

24 июля 2013
Вот и строй мосты советской власти

Чудная история. Начинается она так: толковый специалист, на все руки мастер, получил заказ от советской власти - построить понтонный мост через Чулым. Чулым - это не Енисей и даже не Обь, но на полДнепра потянет. На ту самую половину, до которой, согласно классику, не каждая птица долетит. Он мост построил, сдал советской власти, а та назначила его этим мостом заведовать.

После чего та же самая власть лишает его избирательных прав за то, что он был владельцем понтонного моста и извлекал из него нетрудовые доходы. Я не стал переснимать всё, довольно толстое дело, в котором страдалец пытается объяснить советской власти, что, вообще-то это она его наняла для строительства и эксплуатации потнонного моста и этот мост принадлежит не ему, а этой самой власти. Но до советской власти это никак не доходит. Так и остался он лишенцем до конца дней своих, мыкаясь в поисках работы (ему везде как лишенцу отказывали). Но хоть не посадили - и на том спасибо.

А вот кстати, у одного меня дежа вю по этому случаю?

25 июля 2013
Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша

Когда я выхожу после девятичасовой работы в архиве на улицу, я не очень хорошо ориентируюсь в пространстве. Да и во времени тоже -я ещё там, где громили НЭП (хотя и сейчас на это похоже). Но в пространстве особенно - очки сменил с очков для чтения на очки для дальности, но на улице слишком светло, я вижу то, что под ногами

Короче. Купил в хлебном киоске замечательный ачинский "серый" хлеб за восемнадцать пятьдесят и пошёл домой. В смысле в гостиницу. Иду на автомате, думая о своём о дедичьем. Долго иду, уже пора бы придти - и упираюсь в пивной ларёк. Сроду между архивом и гостиницей пивных ларьков не было. Огляделся - упорол куда-то на край Ачинска, уже видно край города и тайгу за ним. Как потом оказалась, пошёл от хлебного ровно в противоположную сторону. Зря, что ли, сюда шёл? И вообще, это знак свыше. Купил бирилюсского пива, развернулся - и обратно. Пиво не зря - ачинский горисполком я сегодня добил-таки и даже приступил к райисполкому. Сразу обнаружив, что там не только собственно Ачинский район, но и много документов из Ачинского округа -Козульский район, Назаровский и т.п. - то-то в тех архивах часто не могут найти нужные сведения. Впереди ещё 1400 дел - ура, товарищи...

Добрался до гостиницы мокрым с головы до пят - пот просто ручьями тёк, наклонился -вот тебе и лужа с лица. Срочно мыться! Выскочил в коридор (ванная и туалет - одна на три комнаты) - порывом сквозняка дверь захлопнулась. Прямо инженер Щукин, хотя и в шортах. А больше ничего - очки, кольцо на правой руке и, ах да, вставные зубы, остальное а ля натюрель. Вот в таком виде -к портье. Дверь открыли, с ключом я теперь не расстаюсь, а сейчас сижу помытый и счастливый, пью бирилюсское пиво - день в целом удался.

Ах да, ещё историю до кучи. Сижу, разгадываю название деревни в учётной карточке лишенца. Написано почерком хуже моего, т.е. это постараться надо. Разгадать важно, потому что это "кулак", высланный из Назаровского района, а Назаровский район ещё впереди, будем увязывать одно с другим. Первая буква явно "В", вторая явно "е", третья не то "р", не то "д". Сильно похоже на Веремеево, но нет такой деревни в Назаровском районе и не было. Потом допёр, что написано "Ведмедск", т.е. имелось в виду село Медведск.

25 июля 2013
Узнаю стили -2

И вот ещё к посту про стили. В сельской местности лишенцы - это крепкие крестьяне. Их письма полны достоинства и обиды. В городе тоже есть такие - бывшие офицеры, промышленники: грамотные, ценящие себя люди. Но большинство - люди, выброшенные за борт, которые пытаются как-то выжить, занимаясь кустарным промыслом, торгуя пирожками или серой, семечками, квасом, самодельным мороженым, сдавая комнату жильцам - всё это советская власть приравнивала к преступлению и лишала за это избирательных прав, лишая тем самым последних возможностей поддержать существование, поскольку с таким клеймом уже почти никуда не брали. Приручение через голод - любимый метод советской власти, но сейчас речь не о том. Люди эти - уже сломленные, потерянные, в том числе и бывшие "кулаки". У их писем тон другой. Если "кулаков", было жалко, то эти - жалки сами, чувствуете разницу?

Кстати, понял наконец разницу между "торговлей" и "спекуляцией". Наказывали за это лишением прав одинаково, но всегда различали. Торговля - когда человек взял патент (что-то вроде нынешней регистрации ИП) и торгует . А спекуляция - когда человек с рук что-то продаёт.

28 июля 2013
Избирательный фильтр

В двадцатых годах проблема "неправильного" голосования решалась просто:

Конечно, Ачинская избирательная комиссия прислушалась к рекомендациям ОГПУ:

ЮДЕНКОВ (Юдинков) Иван Павлович. Род. в 1879. Проживал в г.Ачинск. Лишен избирательных прав в 1928 как бывший прапорщик. (Архив г.Ачинска. Ф.310 оп. 1-С. ед.хр.957а, 920)

А в тридцатых годах эта проблема решалась ещё проще. Лишения избирательных прав в новой, сталинской конституции 1936 года уже не было. Перед выборами 12 декабря 1937 года представителей нежелательного электората теперь уже лишали не прав, а жизни. Так, на всякий случай.

Юденков Иван Павлович. Родился в 1879 г., Смоленская губ.; русский; Хлебный контролер заводоуправления треста "Союзмука". Проживал: Алейский р-н, п. Алейский.
Арестован 12 ноября 1937 г.
Приговорен: тройка при УНКВД по АК 29 ноября 1937 г., обв.: по ст. 58-6, 10.
Приговор: ВМН. Расстрелян 9 декабря 1937 г. Место захоронения - г. Барнаул. Реабилитирован 24 мая 1989 г. прокуратурой АК
>Источник: Книга памяти Алтайского края

30 июля 2013
Маленький шаг человека

Посмотрел фильм Парфёнова о Зворыкине. Хорошо сделано, и сама история Зворыкина симптоматична.

Но сейчас о другом. Там есть эпизод о том, как Зворыкин смотрит по телевизору в прямом эфире высадку астронавтов на Луну. И я вспомнил, что я ведь тоже смотрел эту высадку именно в этот день, хотя явно не в прямом эфире - по американскому времени это было в одиннадцатом часу вечера, а по читинскому времени это показывали где-то часов в двенадцать ночи. В деревне Лесной, в которой я до школы жил, а потом приезжал на каникулы, был один-единственный телевизор, у наших соседей Ёлгиных. К слову сказать, это была едва ли не самая нищая семья в деревне, но телевизор они купили первыми, и вечерами в их избе набивался народ, как в клуб. В деревне к Ёлгиным относились скептически, хотя на самом деле это была дружная, весёлая и бесшабашная семья. Ну да, попивали они, и крепко - но не запойно-убого, а весело и с размахом.

А я был "ботаник", рехнувшийся на космосе (а кто в шестидесятых на нём не рехнулся?). И, конечно, когда я узнал, что сегодня поздно вечером будут показывать высадку на Луну, я сказал, что я это обязательно посмотрю. Ёлгины сказали обо мне всё, что думали - они ложились спать по-деревенски рано. И в этот день они легли рано, оставив мне включённый телевизор с приглушённым звуком. Ребятишки - на полу, батя ёлгинский храпел где-то там, мать ёлгинская не спала и периодически высказывалась по моему поводу, но телевизор не выключала, у них был плюразизм.

Помню, как, потрясённый, посмотрел я крошечный сюжет, который показали по главному советскому телевидению, как выключил телевизор, как вышел, осторожно ступая через ёлгинское потомство, занявшее весь пол в горнице, перелез через забор в свой двор, к сеновалу, на котором был мой матрац с одеялом - но уснуть не мог, сидел на краю сеновала, свесив ноги, и пялился на Луну, по которой как раз сейчас топал Нейл Армстронг, которого я только что там видел. Это было офигительно.

А кстати, всё-таки, как я научился материться, в том же 1969 году. Я в ЖЖ об этом рассказывал, но не могу теперь найти, придётся ещё раз. Ёлгинские мои друганы курили, пили и матерились, а не трахались только потому, что ещё нечем было. Курить я пробовал - не понравилось, пить -тоже (да и пример бати-алкоголика стоял перед глазами). Но надо было догнать ёлгинских хотя бы по одному параметру, и я решил научиться мату. Шёл на рыбалку вдоль речки Переплюйки, босиком, и заставлял себя сказать вслух матерное слово. А оно всё не выговаривалось - воспитание не позволяло. Долго не выговаривалось, а потом я наступил не то на колючку, не то на кусок стекла - оно тут же выговорилось! Да громко выговорилось, с выражением! И с тех пор у меня с этим никаких проблем нет. Вот так один маленький шаг по берегу реки Переплюйки открыл мне красоты русского языка в полном, а не в усечённом объёме (эк к Армстронгу закруглил, любо-дорого).

30 июля 2013
Эпитафия

Сейчас иду по улице, мужик кого-то поздравляет по телефону с юбилеем:
-Ну, ты три пятых отпахал, осталось две пятых ишшо. Желаю, чтобы они были такими же трудными и интересными, как первые три. А вообще, двадцать - это конец начала, а шестьдесят - начало конца. Так что у тебя всё ещё впереди!

Добрый такой. Через год и мне кто-нибудь такое же сморозит.

Повбывав бы (с).

Ненавижу дни рождения.

31 июля 2013
Сеновал

Недозакруглил я историю про Армстронга. Что-то в голове зудело целый день, пока не понял что - сеновал. Именно через этот сеновал проходила моя космическая одиссея и далее.

Через пять лет на том же сеновале, уже студентом матфака, прочитал я за лето от корки до корки книгу Д.Стэбли "Логическое программирование в системе/360" и написал курсовую работу - программу на языке ассемблера по обработке социологических данных. Нигде и никогда эта программа не работала , и даже не была набита на перфокарты и отлажена - потому что в Красноярске тогда не было ни одной машины третьего поколения, на которой её можно было бы запустить. M-4030 в КФ ВЦ СО АН ещё только собирались устанавливать, а первую ЕС-1020 в Главкрасноярскстрое ещё даже не получили.

Тем не менее, программа, написанная на сеновале, сыграла свою роль ещё через пять лет, когда мы стали делать СУБД Дельта для Красноярска-26, а ещё точнее - НПО ПМ. Им надо было обрабатывать данные тестирования надёжности спутников - и в основе лежали те самые сводные таблицы, которые я программировал в своей курсовой, и какие-то куски из той курсовой пригодились.

Но мы, кстати, не знали даже слова НПО ПМ, а о том, что там делают спутники, и вовсе не слышали. Ну, то есть, если бы какие шпионы принялись пытать нас калёным железом, мы бы ничего шпионам сказать не смогли. Вот такая секретная была разработка, что мы сами не знали, что делали.

Так что я, сам того не зная, не приходя в сознание, поучаствовал в космической программе СССР. И стартовал с того самого сеновала, с которого когда-то всю ночь пялился на Луну, по которой в это время ходил Нейл Армстронг.

Вот теперь закруглил.


Опубликовано:   Записки старпера
© Алексей Бабий 2013